28.01.2015 | 16:04

Борис Эйфман представил балет Up & Down

Борис Эйфман представил свою новую работу Up & Down. Премьера состоялась на сцене Александринского театра. Балет создан на основе романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна». По определению хореографа, это - спектакль-исследование, в котором с помощью пластической лексики изображается распад сознания героев. Трагедия загубленного дара стала одной из главных тем балета.

На премьерах Эйфмана всегда аншлаг. В зале можно встретить тех, кого обычно видишь на сцене. Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России Николай Цискаридзе. Все места в Александринском театре заняты, зрители стоят даже в проходах.

Третий звонок, занавес... Перед зрителями - клиника для душевнобольных. Главный герой - молодой психиатр Дик Дайвер. К нему приводят новую пациентку - Николь Уоррен.

Постановку Up & Down Борис Эйфман сочинил по мотивам романа американского писателя Френсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна». По сюжету - психиатр женится на своей пациентке и втягивается в мир роскоши, тем самым, изменяя своему призванию. Безудержный праздник жизни. Эйфман показывает эпоху свободы, чувственности, гедонизма. Американский век джаза. Этот спектакль - яркая хроника духовной гибели человека. Up & Down - в переводе на русский – вверх и вниз. Деградация молодого талантливого врача и восхождение его пациентки. Дайвер начинает пить. Жена возвращается к светской жизни, она утопает в деньгах, уходит к другому. На этом роман у Фицджеральда завершается. Но Эйфман пишет продолжение.

«Главная трагедия Дика Дайвера в том, что он предал себя, предал свой дар, - считает народный артист России, художественный руководитель Государственного академического театра балета Борис Эйфман. - Он покинул клинику, и мне показалось, что было бы очень интересно, если бы он вернулся в клинику, но уже не в роли доктора, а в роли пациента. И это замкнуло драматургию этого романа, этого спектакля».

Эйфмана сравнивают с Достоевским. Используя свою пластическую лексику, он точно описывает внутренний мир героев. Создает психологический балет. Такого на русской сцене еще не было. Любовь Андреева - исполнительница партии Николь Уоррен - эту роль не просто сыграла, прожила и прочувствовала.

«Мою героиню мне не жалко. Конечно, жалко Дика Дайвера в конце. В свое время он протянул ей руку помощи и угробил всю свою жизнь, всю свою душу на нее, а она, в конце концов, просто развернулась и ушла», - считает солистка Государственного академического театра балета Любовь Андреева.

У Бориса Эйфмана - уже целая серия литературных балетов. Под впечатлением любимых книг он создает философские постановки. Возможно, поэтому зрительный зал всегда переполнен. Эйфман сам как психоаналитик, который заставляет каждого из нас задуматься о своей душе и о своем призвании.

Новости культуры