04.05.2011 | 19:33

"Поездка в будущее" - фотопроект о Чернобыле

«Поездка в будущее» – так назвал свой проект фотограф Сергей Шестаков. Хотя, казалось бы, скорее он побывал со своей камерой в недавнем прошлом. Точнее, там, где время остановилось: на выставке в столичном Мультимедиа Арт Музее демонстрируют снимки, созданные в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. В названии выставки заложено предостережение: трагедия прошлого не всегда остается в прошлом. Рассказывают «Новости культуры».

Погорелова Галина Владимировна, проживала на улице Спортивная, 12 кв. 59, работала в дирекции, беременность – девять недель.

До аварии на Чернобыльской АЭС город Припять, где жили атомщики, считался рекордсменом по рождаемости. Вот почему на фотографиях Сергея Шестакова так много детских игрушек. Детский сад в одном из населенных пунктов, попавших после аварии в 30-километровую зону отчуждения вокруг Чернобольской АЭС. Авария произошла в субботу, детские сады были закрыты.

«То, что я увидел своими глазами. Потому что, мне кажется, когда ты начинаешь строить какие-то композиции, становится неестественно. Можно таких ужасов наделать – куклы там в противогазы одевать… Я считаю, это неправильно», - говорит Сергей Шестаков.

Время здесь замерло навсегда. Это главное ощущение, которое, по словам Сергея Шестакова, возникает, когда попадаешь в запретную зону. Кажется, сейчас проедет автобус, а из-за угла выбежит собака. Но за все дни, что Сергей Шестаков был в Припяти, он не встретил ни одного живого человека. Эта пенсионерка живет не в самом городе, а в одной из многочисленных деревень. Таких, как она, здесь называют самоселы. Это люди, которые были эвакуированы после аварии, но потом вернулись в свои покинутые дома.

«Занимаются сельским хозяйством, собирают грибы, говорят, что мы радиации не боимся, мы ее не чувствуем, а я спрашиваю, почему вы здесь живете, говорят, ну, потому что мы здесь родились, и мы хотим на своей родине помереть», - рассказывает Сергей Шестаков.

25 апреля 1986 года Олег Генрих, как обычно, поехал на работу – на четвертый энергоблок, тот самый. В минуту взрыва от реактора его отделяла только метровая стена, которая и спасла от верной гибели, а от мучительной смерти после облучения радиацией, говорит, спас Бог. Чернобыль в то время считался столицей атомной энергетики. Теперь Олег Генрих с трудом узнает на этих фотографиях родной город, из которого тогда, как им обещали, они уезжали всего на два-три дня.

«Моя семья, например, не взяла ни документов, ни золотые вещи, ни сберкнижки, хотя тогда особо мы не откладывали, брали только переодеться для детей и консервы покушать в дорогу. А то, что творится на фотографиях, я думаю, это уже после того бардак такой создался», - вспоминает Олег Генрих.

Покинутые после техногенных катастроф города есть во всем мире. Чернобыль - только первая остановка в этой поездке в будущее, так называлась детская книжка, найденная фотографом в детском саду в Припяти и давшая название всей выставке. Сергей Шестаков готов, как сталкер уходить в запретные зоны. Показывая наше прошлое, он на самом деле показывает наше настоящее и то, каким может быть наше будущее.