04.05.2011 | 23:51

Геннадий Рождественский отметил юбилей за пультом оркестра Большого театра

Геннадию Рождественскому, одному из ярчайших дирижеров современности, сегодня исполнилось 80 лет. Он получил поздравления от Президента России и премьер-министра. Юбилей маэстро отметил в Большом театре, где в его честь состоялся праздничный концерт. Его программа представляла мастера в трех ипостасях – как дирижера балетного, оперного и симфонического, в программе отмечены основные вехи его творческого пути. Вопреки традиционному сценарию юбилейных вечеров, виновник торжества не сидел на почетном месте в ложе, он занял место еще более почетное - за дирижерским пультом. Рассказывают «Новости культуры».

Это место, за дирижерским пультом, маэстро Рождественский не покинет весь вечер. На одном дыхании отыграет Чайковского, Рахманинова, Мусоргского. Всегда только сам решает, что и как играть. Себя Рождественский называет ласковым диктатором.

«Сейчас в каждой программе надо играть «Болеро» Равеля или «Танец маленьких лебедей», если вы этого не делаете, вас не идут слушать. Но мы постараемся и с этим побороться», - говорит дирижер.

Музыканты Большого не имеют ничего против такой диктатуры. Перед Рождественским все оперные бастионы капитулировали. Не только Большой – Ковент-Гарден, Ла-Скала…

«Диктатура дирижера – ласковая. И только Рождественский может без языка, без слов лишних, одними руками показать звук, силу звука, ритм, темп, динамику, артикуляцию», - говорит музыкант оркестра Вера Часовенная.

Имя Рождественского в афише, гарантия качества и отменного вкуса. Концерт еще не начался, а зал уже бисирует, стоя встречая маэстро. Первое, что сыграл Рождественский в Большом - «Спящая красавица». С Григоровичем до сих пор у них самые теплые отношения. К тому же именно «Спящая» была первым балетом Рождественского-дирижера.

В этот вечер, даже фея Карабос в звездном статусе. Николая Цискаридзе в гриме не узнать. Примчался по первому зову маэстро. Раньше с Рождественским делали «Щелкунчика», но ради такого случая привычные партии забыты.

У Маэстро все музыкальные нюансы на кончиках пальцев. Для него не темпы – главное музыка.

Михаил Казаков десять лет в Большом, но впервые взойдет на трон с легкой руки Геннадия Рождественского. Бориса Годунова дирижер играл много. В разных редакциях. На разных сценах. Для этого вечера Рождественский взял версию пятидесятых годов – с нее началась его жизнь в опере.

«Есть ощущение, что возвращается старый Большой театр, - говорит Казаков. – особый дух, атмосфера театра».

В финале 2-я симфония Рахманинова, хотя сам Рождественский признается, что больше всего играл Прокофьева. Его кумиры, рядом не только на сцене, в жизни тоже: парижский дом маэстро находится на пересечении улиц Моцарта и Прокофьева.

Все материалы темы>>>