05.05.2011 | 09:54

Звезды Большого "зажгут" Париж

Французской премьерой балета Бориса Асафьева "Пламя Парижа" ГАБТ открывает сегодня свои гастроли в Гранд Опера. Выступлениям московских танцоров, которые продлятся в Париже до 15 мая, гарантирован тотальный супер-аншлаг. "Как только билеты появились в кассах, они были раскуплены полностью в считанные минуты, - сообщили организаторы гастролей. - А нам все время звонят, просят, умоляют. Но мы, увы, ничем не можем помочь страждущим. Хотя их понимаем: Большой ни в коем случае нельзя пропустить, ведь это особая труппа, это легенда".

Действительно, даже на генеральной репетиции, состоявшейся в минувшую среду и по традиции предварившей начало гастролей, величественный дворец Пале-Гарнье, известный во всем мире как Гранд Опера, был заполнен до отказа. Люди буквально висели на потолке, расписанном кистью гениального Марка Шагала. Парижане горели желанием увидеть, наконец, балет о Великой Французской революции.

История спектакля восходит к 1932 году, когда он был поставлен выдающимся российским хореографом Василием Вайноненом и сразу стал одним из самых популярных балетов советской эпохи. Достаточно сказать, что Иосиф Сталин смотрел этот спектакль как минимум 15 раз и наградил его премией своего имени первой степени. "Вождя всех времен и народов" чрезвычайно вдохновил сюжет о свержении монархии во Франции в 1792 году.

В 2008 году уже хорошо забытый балет возродил в Большом Алексей Ратманский, который, однако, по-своему преподнес урок французской истории.

В его версии либретто утратило идеологическую однозначность, и Французская революция заметно пригасила романтический пафос. Зато балет обрел две любовные линии, которые начисто отсутствовали в первозданном варианте.

При всех коррективах новая постановка впечатляет масштабами. Спектакль продолжается около трех часов, в нем заняты 144 артиста, для которых изготовлено более 300 великолепных костюмов. Действие разворачивается на фоне черно-белой графики рисованых декораций, воссоздающих и роскошный Версаль, и Тюильри, и парижские баррикады. Призывно звучит "Марсельеза", ставшая гимном Французской Республики. Вдохновенно исполняют свои партии и солисты, и многочисленный кордебалет.

Но, судя по реакции зала на генеральной репетиции, самыми горячими аплодисментами публика наградила знаменитый танец басков и два па-де-де главных героев, в образах которых предстали Мария Александрова, Владислав Лантратов, Анна Ребецкая, Денис Савин, Нина Капцова и Артем Овчаренко.

Этот же состав будет танцевать и сегодняшнюю премьеру. "Восхитительно! - поделилась своими впечатлениями побывавшая на репетиции председатель исполнительного комитета ЮНЕСКО, постоянный представитель России Элеонора Митрофанова. - Я давно хотела посмотреть этот балет и абсолютно потрясена увиденным. Казалось бы, мы совсем недавно официально завершили "перекрестный" Год России - Франции. 

Но наши отношения рассчитаны на века, и гастроли балета Большого театра в Париже - наглядное тому подтверждение". После окончания репетиции зрители долго не расходились, все стояли на ступеньках Гранд Опера и взволнованно обсуждали "Пламя Парижа".
"Прекрасные исполнители, чудесная музыка. А танцы! А песни! Это же все наше, народное, французское, - наперебой говорили юные парижанки Мари, Луиза и Клер. - Уникальный спектакль. Спасибо Большому театру".

Словом, все счастливы, что балет "Пламя Парижа", наконец-то стал "выездным" и за почти 80 лет своего существования самую первую "загранкомандировку" предпринял именно во Францию. Остается добавить, что с героями Французской Революции парижане проведут пять вечеров. Столько же представлений запланировано и у знаменитого "Дон Кихота", которого , по всеобщему признанию, нигде не танцуют лучше, чем в Большом театре.