05.05.2011 | 10:19

"Сказки Гофмана", рассказанные Александром Тителем

Жизнь как фантастический мираж и вокальная техника на грани фантастики. Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. Прощальный шедевр композитора пережил ряд вполне «гофмановских» перипетий. В его сценической судьбе были и постановки без финала, и пожары во время действия. Но в итоге «Сказки» прочно вошли в репертуар мировых театров, хотя в России ставятся редко – слишком высоки требования к певцам. Однако у команды во главе с Александром Тителем есть и успешный опыт работы с «гофманиадой» – и одна примадонна для трех главных партий. Рассказывают «Новости культуры».

Генеральная репетиция. До последнего многие из этих солистов не знали, кто будет петь на премьере. В спектакле несколько составов.

«Тот состав, который ближе к финишной ленточке, выходит на премьеру», - говорит режиссер Александр Титель.

В этом соревновании лидер - Хибла Герзмава. Она исполняет партии всех возлюбленных Гофмана. И хотя так и задумывал композитор – для певицы это рискованный шаг, на который в мировой театральной практике идут не все. Слишком разные роли.

«Олимпия написана для колоратурного сопрано, Джульетта для драматического сопрано, Антония – лирическая партия», - говорит режиссер.

Хибла Герзмава не первый раз в сказочных костюмах Гофмана. В одном из зарубежных театров у нее была партия Антонии - девушки, которая не мыслила жизни без пения.

«Я в "Метрополитен" спела Антонию, - рассказывает певица. – Это другой спектакль, отличный от спектакля в Метрополитен опера».

Теперь в артистической Хиблы Герзмавы рядом с платьем Антонии наряды куртизанки Джульетты и механической куклы Олимпии – возлюбленных Гофмана. Такие же платья сшили и для солисток других составов. Правда, у каждой из них в отличие от Хиблы Герзмавы только по одному наряду.

«Любой певице хотелось бы попробовать себя в 3 партиях, но до этого нужно дорасти душевно, творчески, не просто воплотить 3 образа, надо много лет петь на сцене», - говорит солистка Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича - Данченко Дарья Терехова.

Наталья Петрожицкая говорит, что «может спеть только вторую и третью партии». Первая – слишком высоко для ее голоса.

В трактовке Хиблы Герзмавы возлюбленная Гофмана Джульетта - это изысканная куртизанка. Коллеги по сцене Джульетту представляют иной. «Моя Джульетта очень мягкая, я стараюсь сделать четче. А на первой репетиции это была русалочка, а не Джульетта, но я стараюсь», - говорит солистка Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Ващенко.

Пока одни репетируют на сцене, другие повторяют партии за кулисами, поют на французском. А кто-то пытается научиться синхронно летать.
Здесь же за кулисами и главный злодей. Все партии отрицательных персонажей у Дмитрия Степановича.
«Каждый раз мой персонаж появляется под эту музыку, он – то бедный, то богатый. То возвышенный, то униженный, но все равно играет пакостную роль в жизни Гофмана», - говорит Степанович.

Роль Гофмана у Нажмиддина Мавлянова. Разучивая партию, перечитал сказки Гофмана. Искал свой образ. Для режиссера Александра Тителя это не первое прочтение «Сказок Гофмана». Он уже ставил оперу Оффенбаха в Екатеринбурге 25 лет назад. Теперь работает с той же командой постановщиков. В театре не сомневаются: спектакли будут сравнивать. И к этому готовы.

Читайте также: 

«Сказки Гофмана»: Александр Титель готовит премьеру >>>