23.01.2015 | 15:06

Семейные портреты XVIII – XIX веков представлены в Музее Пушкина

Сегодня обладателем достоверного и весьма качественного портрета можно стать всего за пару секунд. Достаточно нажать кнопку даже не на фотоаппарате, на телефоне. Три столетия назад получение изображения было куда более сложным и затратным делом. Тем не менее, мода на портрет в интерьере в XVIII веке была не меньше, чем сегодня – на селфи. В Музее Пушкина открылась выставка семейных портретов второй половины XVIII – XIX веков. Часть экспонатов выставляется впервые. 

Мужчины в орденах, нарядно одетые дамы, нарочито серьезные дети – семейный портрет - не только послание потомкам в будущее, но и показатель статуса в настоящем. Отмечать портретами важные вехи семейной истории русские дворяне начали с середины XVIII века. Свадьбы, юбилеи, повышения по службе.

Здесь можно видеть парное изображение 19-летних двоюродных братьев, чьи портреты заказала их бабушка, перед тем, как они ушли воевать с Наполеоном. «Были сделаны эти замечательные портреты, и Владимир Апраксин вернулся, впоследствии стал генералом, а вот у Александра Строганова жизнь сложилась по-другому - в 1813 году он погиб в сражении при Краоне», - рассказывает заведующая изобразительным фондом Государственного Музея Пушкина Лидия Карнаухова

Имена многих героев этих портретов стерла революция: исчезли целые семьи и их истории. Музейные работники, собиравшие коллекцию, рассказывают, что новые хозяева полотен часто стеснялись признаться в том, как к ним попали картины, и даже не догадывались, кто на них изображен.

Экспонаты с любопытной историей. На протяжении целого века считалось, что две картины являются парными портретами - мужа и жены. Сходная цветовая гамма, даже рамы одинаковые. Но недавно исследователи выяснили, что мужской портрет был написан в Германии в 1830 году, а женский – спустя 20 лет –  в России. Мнимые супруги жили в разное время, в разных странах и даже не были знакомы.

Вглядываясь в эти портреты, кажется, что тогда, полтора века назад, даже лица у людей были другими – тонкие черты, выразительные глаза, благородные профили. И все же, погружаясь в атмосферу эпохи, не стоит забывать о том, что живописцы той поры владели искусством приукрашивать реальность не хуже современных фотографов глянцевых журналов. Часто сходство с заказчиком портрета ограничивалось цветом глаз, костюмом и прической.

«Сравним одну и ту же даму, изображенную на акварели Гау, или живописном портрете Брюллова – зачастую, тяжело сказать, что это один и тот же человек, потому что к Брюллову шли, чтобы получить одно свое изображение, в одном стиле, а к Гау, чтобы увидеть себя изображенным совершенно в другом стиле», - объясняет коллекционер, искусствовед Сергей Подстаницкий.

Каким должен быть семейный портрет – на этот вопрос каждая эпоха отвечает по-своему. И хотя сейчас каноны изменились, на смену романтической задумчивости пришла нарочитая жизнерадостность, этот жанр определенно не выйдет из моды, пока существует само понятие - семья.

 Новости культуры