21.01.2015 | 12:40

Премьера документального фильма "Коктебельские камешки"

В столичном Доме кино вчера состоялась премьера документального фильма «Коктебельские камешки». Название связано со знаменитой цветной галькой, которая попадается на берегах Коктебельской бухты – это отшлифованные морем полудрагоценные камни. Драгоценностями абсолютными признаны герои этой киноленты – некоторые коктебельские дачники. Создатели фильма – кинодраматург Одельша Агишев и известный режиссёр документалист Андрей Осипов. Продюсер – Иван Твердовский. На фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге картина победила в номинации «Фильм, достойный государственного хранения».

Перед показом авторы отмечают: демонстрировать фильм в этом зале – самый строгий экзамен. А потому просят на полтора часа забыть о насущных проблемах и перенестись на этот островок культуры – Коктебель.

Тут же с экрана – рассказ об основателе дачного Коктебеля Эдуарде Юнге, а после – о жизни и причудах гениев Серебряного века. Многих из них – Волошина, Брюсова, Белого, Грина – знала Мария Изоргина. Создатели ленты это интервью с ней записали ещё в 1995-м, готовя фильм о Максимилиане Волошине.

«В силу того, что она рассказывает от первого лица и вспоминает тех людей, которые стали со временем символами отечественной культуры. А во-вторых, мне показалось, что в этом интервью, как ни странно, есть ответы на вопросы сегодняшнего дня. Просто они или зашифрованы, или с какой-то корреляцией – то есть, возникает некий элемент сравнения, но то, как они жили, как чувствовали мир, очень соприкасается с нашим сегодняшним временем», – поясняет Андрей Осипов.

Это интервью и стало основой фильма. Изоргина рассказывает малоизвестные подробности биографий классиков. «Приехал Брюсов и сказал: «Какие стихи хотите: научные, исторические или эротические?» Когда приходил Грин, все уходили, потому что такой мат стоял!» – вспоминает она в одном из эпизодов фильма. 

«Несколько любимых мною новелл не вошли в картину – они были сняты и смонтированы, но потом выброшены. Ну, нельзя зрителей два часа держать. В частности, там была новелла про моего учителя и его роман с Юлией Друниной. Замечательный роман! Я не знаю, насколько бы мы это сделали, но, может быть, ещё сделаем», – говорит Одельша Агишев. 

Хроника, стихи, воспоминания… и вот эти кадры, соединяющие прошлое и настоящее с помощью простого зеркала. А перед съёмкой этих кадров с квадрокоптера режиссёр поставил операторам задачу: вы снимаете не просто виды – душу, которая летит и смотрит на Коктебель сегодняшнего дня.

Новости культуры