20.01.2015 | 15:05

95 лет назад родился Федерико Феллини

95 лет назад в итальянском Римини родился человек, талант которого изменил кинематограф XX столетия. Федерико Феллини – обладатель пяти премий «Оскар», многие его ленты еще при жизни режиссера назвали классикой. А сам он считал себя всего лишь большим фантазером и наслаждался возможностью воплощать свои фантазии в жизнь.

Своей единственный реальностью он называл вымысел. Свою фантазию считал интереснее правды. Утверждал, что творец должен делать то, что любит, в только ему присущем стиле, не идя на компромиссы. Режиссер, драматург, художник, мыслитель. Федерико Феллини без преувеличения называют человеком масштаба эпохи Возрождения.

«Он никогда не пускал никого к себе на съемку. Я говорю: "Я все равно приду, пустишь ты меня, или нет". Он говорит: "Да, у меня охрана. Тебя не пустят". Я говорю: "Тогда поеду в Москву. Слушай, а почему ты не родился в России?". Он: "Ты что с ума сошел? Я бы там замерз!"», - рассказывает народный артист СССР Владимир Наумов.

«Он был потрясающий. Я смотрю - открывается дверь, и весь проем занимает человек. Это эмоциональное восприятие - черное пальто и бордовый шарф, и другого такого человека нет на свете», - вспоминает народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова.

В кино его привел Роберто Росселлини - как одного из сценаристов фильма «Рим - открытый город». Так Феллини стал неореалистом.

В этом направлении начинающий режиссер снимет несколько лент, а в 54-м появится «Дорога». Деньги на постановку Феллини искал пять лет, а период после завершения съемок впоследствии называл «Чернобылем души». Наградой за эту картину стали десятки кинопремий.

Цирковые оркестры, набеленные лица - маски будут возникать едва ли не в каждом новом фильме. «Ночи Кабирии», «Сладкая Жизнь», «Восемь с половиной». Последняя лента станет триумфатором Московского международного кинофестиваля в 63-м.

«Он сделал всю картину по логике внутреннего монолога. Там очень трудно понять, где реальность, а где вымысел, - говорит киновед, кинокритик Кирилл Разлогов. - Председателем жюри был Чухрай, который не побоялся дать главный приз фестиваля западной картине, да еще не очень понятной для начальства».

Говорят, люди были готовы на все, чтобы сниматься у Федерико Феллини. «Я встречусь с любым желающим», - заявлял он в газетах. Осматривал тысячи, чтобы выбрать одного на эпизод. О структуре своих картин, будь то мифологический «Сатирикон», сюрреалистический «Город Женщин», или «Казанова» в декорациях барокко, говорил: «Нет конца. Нет начала. Существует только страсть жизни». Кино как поток сознания. Поэзия на экране, со своим собственным ритмом и размером.

В последние годы Феллини с грустью писал: «Я напоминаю самолет, который взлетел, а сесть некуда - аэродрома больше нет. Мой зритель умер». Режиссеру все сложнее было находить продюсеров, порой приходилось снимать рекламу. Его главный замысел — фильм «Путешествие Дж. Масторны» - о музыканте, который, попадает в страну мёртвых, так и остался невоплощенным.

К 95-летию со дня рождения Федерико Феллини сегодня, ровно в полночь, смотрите на нашем канале документальную ленту «Это странное имя Федерико», а 24 января, в 21:10, - в эфире культовый фильм режиссера «Репетиция оркестра».

Новости культуры

 

Читайте также: 

Вспоминая Федерико Феллини…