06.05.2011 | 09:41

Большой театр открыл гастроли балетом "Пламя Парижа" на сцене Гранд Опера

Музыка Великой Французской революции во всю мощь зазвучала в минувший четверг со сцены Гранд Опера. Легендарная "Марсельеза" стала лейтмотивом балета Бориса Асафьева "Пламя Парижа", которым Большой театр России открыл гастроли в столице Франции.

Впрочем, спектакль о революционных событиях начался еще на улице. Иными словами и не назовешь тот "штурм", которым зрители брали величественный дворец Пале-Гарнье, известный во всем мире как Гранд Опера.

Понятно, что в зале не было ни одного свободного места. Примечательно, что этот сумасшедший супераншлаг составила отборная публика. Посмотреть Большой пришли министры Франции, почти всем кабинетом. Но зрительский контингент в этот вечер составили друзья Парижской оперы, сообществом которых и был по-сути организован торжественный гала, ознаменовавший первый день гастролей Большого театра.

"Мы здесь частые гости, - не без гордости заметил в интервью корр.ИТАР- ТАСС генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов. - За последние десять лет это уже наш пятый визит в Парижскую оперу. И мы рады, что каждая новая встреча только разжигает интерес. К примеру, на сей раз мы впервые привезли "Пламя Парижа" и, конечно, очень волнуемся: как воспримут французы свою историю в нашей балетной интерпретации?".

В том, что опасения руководителя ГАБТа напрасны удалось убедиться сразу, как только раздвинулся занавес и на сцене Гранд Опера возник спектакль, повествующий о свержении монархии во Франции в 1792 году.

В России он был поставлен в 1932 году выдающимся хореографом Василием Вайноненом и слыл одним из самых популярных балетов советской эпохи. Но французы, разумеется, увидели свежую версию спектакля, возрожденного в 2008 году Алексеем Ратманским. Идеологическая направленность в нем значительно ослабела, но Французская Революция воспроизведена со всеми стильными костюмами, церемониалами, стихийными гражданскими волнениями, что парижане оценили восторженными аплодисментами.

Накал страстей достиг апогея во втором акте, когда виртуозно был представлен знаменитый танец басков, а солисты Мария Александрова и Владислав Лантратов блистательно исполнили не менее знаменитое па-де-де. Спектакль завершился оглушительной овацией.

"Все отлично танцевали, я доволен", - признался худрук балета Большого театра Сергей Филин. Не скупилась на комплименты и его коллега - директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр.

"Спасибо, ребята", - сказал посол РФ во Франции Александр Орлов, специально пришедший за кулисы, чтобы поблагодарить артистов Большого. А французская публика, спускаясь по увитой живыми цветами лестнице Гранд Опера, вопрошала: "горит ли Париж?" Так назывался когда-то культовый фильм Рене Клемана, о котором неслучайно парижане вспомнили именно сейчас.

Исключительно для того, чтобы ответить: "горит, еще как горит. Да иначе и быть не может - ведь "зажигает" Большой!"  "Пламя Парижа" дадут во французской столице еще четыре раза. В гастрольной афише ГАБТа, выступления которого продлятся до 15 мая, значится также пять представлений "Дон Кихота", которого, по всеобщему признанию, нигде не танцуют лучше, чем в Большом театре. Словом, московским танцорам обеспечен в Париже не только супераншлаг, но и заслуженный успех.