21.01.2015 | 11:20

Печать. 21 января 2015 года

«Отечество, сродство и дом мой в Москве», – так писал Александр Грибоедов о своём родном городе. «В Москве он прожил почти половину своей недолгой жизни, и как получилось, что в столице память о нём не увековечена достойным образом?» – задаёт вопрос «Литературная газета» в материале, посвященном 220-летию поэта. «Его музея нет ни в Москве, ни в Петербурге, в столице нет также ни улицы, ни площади или даже станции метро имени Грибоедова», – сетует издание. 

***

Министерство культуры и Российское военно-историческое общество составили список из 100 главных документов российской истории. Они уже доступны в Интернете. Каждый источник сопровожден научными комментариями и дополнительной мультимедийной информацией. «Мы отбирали документы, которые, прежде всего, имеют значение для всего общества, — сказала «Известиям» начальник департамента интернет-проектов Российского Военно-Исторического Общества Марина Бобкова. — Нам, прежде всего, были интересны документы, которые не являются действующими. Все актуальные документы России можно свободно прочитать на сайте президента. Мы также сознательно не стали включать в подборку документы XXI века, поскольку их исследованием пока должны заниматься политологи, а не историки». И, как выразился министр культуры Владимир Мединский, «если государство не будет заниматься историей, то ей будет заниматься кто угодно».

***

Владимир Юровский впервые в истории продирижировал первой редакцией оперы Мусоргского «Борис Годунов» 1869 года, исполненной на исторических инструментах, для которых она была написана. О том, как складывался замысел спектакля, Владимир Юровский рассказал газете «Коммерсант». «Это была идея Виталия Фиалковского, автора литературной композиции и сценической версии. Он решил, что всё это нужно делать не просто музыкально - должна быть некая полуформа, должны быть обязательно вставки из Карамзина, голос истории. Мне эта идея понравилась», – говорит Юровский. - Этот текст - хороший контрапункт и для Пушкина, и для Мусоргского своей удивительной трезвостью, какой-то отстраненностью, но звучит очень современно». Звуковой мир, в который мы погружаемся благодаря оригинальным инструментам, с одной стороны, позволяет нам естественным образом почувствовать более или менее то, что чувствовал композитор, а с другой стороны, - услышать, насколько радикальным был язык Мусоргского.

***

На «Винзаводе» вам откроют историю электронной музыки. «Российская газета» делится впечатлениями от выставки «Пионеры звука». Создание музыки из воздуха до сих пор кажется чудом, наблюдая которое не хочется слушать про антенны и электромагнитные колебания. И вот как издание описывает один очень любопытный экспонат. «Под стеклом на выставке - письма парторга колхоза «Гигант» товарища Штрянина, в 1932 году начавшего "строить" 23-струнную электрогитару и просившего Государственный Институт Музыкальной Науки помочь ему с радиодеталями. Дело потонуло в бюрократии, и точку в переписке поставил сам Штрянин: "Ни помощи, ни совета я не дождался, - пишет он в последнем письме. - И эту чёртову гитару уже построил, концерт отыграл и начинаю строить новую - 38-струнную..."» До наших дней, увы, дошел только рисунок уникального инструмента.

Новости культуры