20.01.2015 | 10:44

Новый взгляд на жизнь Моцарта представлен на вечере в Москве

Непривычный взгляд на судьбу и творчество Вольфганга Амадея Моцарта был представлен в столичном клубе «Эльдар». Жанр вечера был определён и как моноспектакль, и как лекция-концерт. На сцене был автор и рассказчик в одном лице – это молодой российский драматург Дмитрий Минчёнок. Он провёл в архивах Зальцбурга, на родине австрийского гения, около полугода. Там он работал над сценарием художественно документального фильма «Моцарт», который получил несколько профессиональных наград.

Спустя двести лет после смерти одного из величайших композиторов XVIII века в 1991 году в архивах императорского дворца Вены был найдена запись о том, что капельмейстер Вольфганг Амадей Моцарт предстал перед судом за пару месяцев до смерти. Документ, позволяющий взглянуть на судьбу гения по-иному. Факт до сих пор не вошел не в один из музыкальных учебников. Автор вечера Дмитрий Минчёнок попытается вписать в моцартоведение новый взгляд.

«Сенсация заключается, как я предполагаю, в том, что Моцарт не мог быть судим обычным человеческим судом, – поясняет он. – Почему? Факт общеизвестный. Он был масоном. У них прямо записано в параграфе ложи, в которой он состоял: «все дела между братьями решаются внутри ложи. Только в случае исключения из ложи брат подлежит мирскому суду». А исключение из ложи означало либо смерть, либо эмиграцию».

В своем рассказе Дмитрий Минчёнок предлагает посмотреть на Моцарта как на человека, которого изгнали из масонской ложи, членом которой он являлся. За что? Возможно потому, что опера «Милосердие Тита», представленная в сентябре 1791 года в Праге по случаю коронации Леопольда II, могла выглядеть как донос: «Сюжет заключается в том, что против императора устраивается заговор. Так вот император Леопольд умирает на самом деле через полгода после смерти Моцарта, отравленный ядом. Сейчас это общеизвестный факт, его отравили сторонники французской революции, потому что он собирал коалицию, но сторонники коалиции – это и были те самые братья по ложе».

По мнению Дмитрия Минчёнка, музыка, которая воспринимается как легкая и светская, на самом деле была рождена неоднозначными событиями, которые вполне могли сыграть в жизни композитора роковую роль. Другая история, например, связана с оперой «Волшебная флейта», так же написанной в 1791 году. Принято считать, что комичный злодей – мавр Моностатос – герой вымышленный. Автор и ведущий вечера приводит факты, доказывающие, что на самом деле хранителем кассы массонов в Вене того времени был некий Анжело Салеман – человек с чёрным цветом кожи.

«Дальше из этого я и делаю выводы, которые с большой вероятностью доказывают, что Анжело Салеман мог что-то сотворить с Моцартом. Он заигрался со своей жизнью, именно как гений. Скорее всего, это доказательство того, что он погиб, а не умер от болезни», – заключает Дмитрий Минчёнок.

В своих произведениях Моцарт выразил самые разные настроения и переживания. Начав сочинять в четыре года, он переходил от простых форм к всё более сложным. А вершиной его творчества стал Реквием. Последнее сочинение, в котором  тоже загадка, не разгаданная до сих пор.

Новости культуры