22.01.2015 | 09:43

Завершающий аккорд Рождественского фестиваля духовной музыки

23 января в Светлановском зале Московского Международного Дома музыки завершается V Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Концерт посвятят памяти великой певицы Елены Образцовой.

Ежегодно на закрытии смотра Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России представляют музыкальные произведения разных эпох, культур и церковных традиций. По словам маэстро, «даже у людей, далеких от религии, есть в душе пространство для религиозного чувства. Именно оно двигало композиторами во все времена: от авторов одноголосных хоралов в IX веке до Софии Губайдулиной…».

На закрытии фестиваля в исполнении НФО под управлением Владимира Спивакова и Академического Большого хора «Мастера хорового пения» прозвучат сочинения Танеева и Керубини.

С именем Танеева связан расцвет хоровой музыки в последней четверти XIX – начале ХХ века: наследие композитора охватывает все ее основные жанры. «Всякий человек, как бы ни были ограничены его силы, должен способствовать повышению нравственного уровня общества, к которому он принадлежит», – писал Танеев в одном из писем. Будучи атеистом он полагал чрезвычайно важным создание возвышенных хоровых композиций, в которых главенствовали идеи этического, нравственного плана, а в качестве музыкальных «экспертов» в хоровом деле неизменно привлекал певчих Московского Синодального хора. Его кантата «Иоанн Дамаскин» – первое сочинение, которому автор дал номер опуса, – отличается высоким мастерством, возвышенным, строгим строем музыки, благородством и безупречностью вкуса. Таковы и снискавшие заслуженную славу хоры на стихи Полонского.

Реквием Луиджи Керубини был написан в 1816 году по заказу, к годовщине казни Людовика XVI и его супруги. Это одно из вершинных произведений в своем жанре, получившее признание сразу же после премьеры и занявшее почетное место в мировом музыкальном искусстве. Одним из первых новый опус современника высоко оценил Людвиг ван Бетховен, заявивший, что если он когда-нибудь примется сочинять Реквием, непременно возьмет сочинение Керубини за образец.

tvkultura.ru