15.01.2015 | 10:55

В Нидерландах проходят гастроли Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля

Самое большое озеро Западной Европы – Эйсселмер - стало «лебединым». В Нидерландах проходят гастроли балетной труппы Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Исполнение вечной классики этими артистами голландцам хорошо знакомо. «Лебединое озеро» в стране тюльпанов театр из Казани показывает ежегодно уже более 20 лет. 

Жители Нидерландов искусством избалованы. Здесь сосредоточено самое большое количество музеев на квадратный метр, а еще крупнейшие в мире коллекции картин Ван Гога и Рембрандта и знаменитый голубой фаянс. А вот балет в Голландии - скорее экзотика. В репертуаре местных трупп классических постановок практически нет. Поэтому, как только на афишах появляются сообщения о гастролях других театров, голландцы спешат к кассам. А Татарский театр оперы и балета в Нидерландах - уже в 22-й раз.

«В Голландии труппы осуществляют свои собственные постановки, отыгрывают спектакли, на гастроли по стране не выезжают. Соответственно формируется в театрах спрос на какую-то продукцию. Естественно, такой жанр, как опера и балет, являющиеся достаточно затратными, попадают в такие театры не так часто», - объясняет заместитель директора Татарского Академического Государственного Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Эдуард Багаутдинов.

 «Лебединое озеро» одни сравнивают с хорошо выдержанным вином, называя винтажным, другие считают «нафталинным спектаклем». Однако слова знаменитого балетмейстера Джорджа Баланчина по-прежнему актуальны: «Все балеты нужно называть «Лебединым озером» - это гарантирует и бойкую продажу билетов, и успех у зрителей». 

Один из старейших городов Нидерландов - Эйндховен. Население – более 200 тысяч человек. Кажется, будто, узнав, что татарский театр привез им «нетленный» спектакль, большая их часть пришла в «Парктеатр». Свободных мест – нет.

Театр попытался создать максимально аутентичную постановку 1956 года - ту версию «Лебединого озера», которую знал весь мир. Именно этот спектакль в исполнении Большого театра показывали Кеннеди, де Голлю, Мао Цзэдуну. Он стал символом советского балета.

Не отходить от популярной версии – Мариуса Петипа и Льва Иванова – постарались не только в хореографии. Чтобы выпустить 32 лебедя в достойном оперении, из Казани приехал грузовик, полный костюмов, вместимостью 85 кубометров. На сцене - одетые по «исторической моде» артисты в узнаваемых всеми декорациях. Движения технически точны, но тонки, чтобы в миг не превратить классику в «спектакль-автомат».

«Основная наша задача - не провести эти гастроли, основная задача - получить приглашение на следующий год и через год. Чтобы это было, нужно держать себя в форме. Могут простить какую-то ошибку Большому театру, Мариинскому, нам могут и не простить», - убежден художественный руководитель балетной труппы Татарского Академического Государственного Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Владимир Яковлев.

Одетта-Одиллия – эта партия определила не одну балетную карьеру: Семенова, Уланова, Дудинская. Рекордные 800 раз в этой роли выходила Майя Плисецкая. Вписать в историю свою трактовку балета старается и Кристина Андреева. Впервые главным лебедем на озере она стала в 18 лет, всего через месяц после того, как пришла в труппу казанского театра. Сегодня Андреева владеет сложнейшим арсеналом классического танца. Даже знаменитое фуэте исполняет легко, словно шутя и играя.

«Внутренне, в спектакле мне ближе Одиллия. Раньше я была такая девочка - нежная, маленькая, и хотелось всегда показать в «черном», что я не маленькая, а уже взрослая, готовая балерина. То, что я могу быть коварной, злой!» - признается ведущая балерина Татарского Академического Государственного Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Кристина Андреева.

То, что она может быть лиричной и коварной, Кристина Андреева доказала. Зал поверил! После того, как закрылся занавес, потрясенная публика, еще долго не покидала театр. Все спешили поделиться друг с другом своими чувствами.

 

Новости культуры