16.01.2015 | 16:46

В Нью-Йорке продолжаются гастроли Мариинского театра

В Нью-Йорке продолжаются гастроли Мариинского театра. Петербуржцы выступают на сцене Бруклинской академии музыки, которую в США негласно именуют «домом смелых художников, зрителей и идей». Среди спектаклей в афише заявлены классические балеты и постановки современных хореографов. Ну, а открыли программу показом оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник».

Оперу «Очарованный странник» принято называть музыкальным воплощением русского эпоса. Для американского зрителя первое знакомство с этой постановкой Мариинского театра - еще и возможность понять глубину русского характера.

Историю жизни Валаамского послушника Ивана Флягина с его трагической любовью к цыганке Груше, выбравшей легкомысленного князя, ведут всего трое солистов, меняя образы и выступая даже в роли рассказчиков.

Сложнейшая партитура (в палитру вплетаются колокольные перезвоны и даже хруст камыша, чьи стебли из декорации превращаются в подобие музыкального инструмента) требуют от оркестра и исполнителей максимальной концентрации. Меццо-сопрано Мариинского Кристина Капустинская делится секретом. «Поначалу, смешно сказать, с партнерами мы договаривались. Вот мы обнимаемся, какие-то движения делаем, касаемся друг друга. При этом я все время отмечаю, что я пальчиками постукиваю по человеку. Три доли, четыре доли, пять долей», - признается Кристина Капустинская.

Современный классик Родион Щедрин оперу (включая и либретто) писал по заказу американского дирижера Лорина Маазеля. Первое исполнение прошло как раз на нью-йоркской сцене. Начиная гастроли в США этим произведением, маэстро Валерий Гергиев отдает дань памяти своему коллеге. Маазеля не стало в прошлом году. Именно Мариинский театр открыл «Очарованного странника» российскому зрителю. Словами «драматический накал как нельзя лучше подходит художественной натуре Гергиева» - первую постановку встречала критика.

«Опера очень русская. В какой-то степени напоминает человеку, что Бог заботится о нем. Человек только должен прислушаться и не отказываться от помощи нашего Всевышнего. Я думаю, это относится не только к русским Это относится ко всему нашему странному человечеству, которое непонятно откуда взялось и куда идет», - размышляет режиссёр-постановщик Алексей Степанюк.

Нашлись те, кто решил использовать гастроли Мариинского театра в политических целях. Но маэстро Гергиева это не смутило. «У меня в Лондоне покричали человек пять. Может быть, десять. Я поднял руки и издал первый аккорд и, как на футбольном стадионе, начало концерта встретили, как встречают гол любимой команды. Ну, люди приходят музыку послушать», - рассказал маэстро.

Еще накануне гастролей газета «Вашингтон пост» отметила великолепный уровень артистов и оркестра. Оценка, которая, звучит всюду, где бы не выступал прославленный театр.

 Новости культуры