06.05.2011 | 13:56

Документальные фильмы Великой Отечественной на телеканале "Культура"

1418 дней – все то время, что длилась война, писалась хроника военных будней и сражений. Фронтовые репортажи, очерки, портретные зарисовки, которые создавали люди с кинокамерами в руках. С 7 по 9 мая в эфире телеканала «Культура» будут показаны документальные фильмы, снятые во время войны. Некоторые из них уже посмотрел корреспондент «Новостей культуры».

«Враг будет разбит!» – именно так, чтобы никто не сомневался в Победе, заканчивался каждый выпуск «Союзкиножурнала». А ведь это только июль 1941 года, первый месяц войны. «Снимайте танковые бои, снимайте разгром и отступление немцев» – такие директивы получали фронтовые операторы от Госкино. Но ничего из этого списка снять не могли по фактическим, а также этическим причинам.

«Операторы, как правило, не могли заставить себя снимать. Это писал Кармен, Микоша, Марк Трояновский, Лыткин – почти все. Когда они встречали женщину, у ног которой лежал ребенок, а на руках она держала раненного малыша, у них не поднималась рука это снимать», – рассказывает режиссер Джемма Фирсова.

Изначально предполагалось, что военная хроника станет частью пропаганды. Цензура была, но уже на этапе монтажа материала в Москве или Куйбышеве. За спиной операторов никто не стоял и руководящих указаний не давал. Именно поэтому в первых военных летописях зачастую голос за кадром говорит одно, а зрители видят совсем другое. Так, первую военную хронику 1941 года лучше посмотреть несколько раз, чтобы понять насколько текст диктора не соответствует изображению. 

Такие кадры сейчас не решился бы показать даже самый экстремистский телеканал. Фильм Ефима Учителя «Приговор народа» 1943 года о народном суде над пособниками фашистов в Краснодаре – редкий для отечественной документалистики жанр.

«Он показывает больше, чем надо. Он показывает лица, которые выражают не только гнев. В тоже время эти кадры уникальны. Не так часто снимали сцену народных расправ, потому что надо было противопоставить бесчеловечности фашистов наш гуманизм, показать не жестокость, а возмездие», – говорит кинокритик Андрей Шемякин.

17 июля 1944 года от Ходынского поля до Павелецкого вокзала через всю Москву конвоировали 57600 немецких военнопленных –символический марш побежденных по столице победителей снимали многие фотографы и кинооператоры. Софья Сусанина – участник этого события. Как переводчика ее попросили быть рядом с пленными на тот случай, если у них будут какие-то просьбы.

«Мне довелось идти с колонной солдат. Когда мы дошли до площади Маяковского, офицеры повернули к Курскому вокзалу, а солдаты повернули направо, и я ужасно боялась, что кто-то из наших жителей меня увидит. Вообще москвичи меня поразили: они молчали», – вспоминает Софья Сусанина.

В том же 1944 году Сталин издаст закрытое постановление, фактически уничтожившее самостоятельность операторов. О нем часто вспоминают, когда говорят, что вся военная хроника – это постановочные кадры и ложь. Но тогда непонятно, почему во время войны каждый четвертый из фронтовых операторов был убит, каждый третий – тяжело ранен.

Читайте также:
Великой Победе посвящается