15.01.2015 | 10:43

Выставочный проект "PROзавод"

В Центре фотографии имени братьев Люмьер обратились к индустриальной теме, выделив в отдельный образ и смысловую единицу - завод. Эстетика индустриального пейзажа всегда будоражила воображение художников, в разное время играя разную роль в их творчестве. Выставка «PROзавод» - это своеобразное археологическое исследование, которое позволит зрителю наблюдать за возникновением и трансформацией этой необычной тематики.

Индустриальная история нашей страны, рассказанная с помощью фотографии, на этой выставке начинается с работ классиков авангарда – Бориса Игнатовича и Аркадия Шайхета. Однако их эстетика, апеллирование к канонам супрематизма и конструктивизма, довольно быстро были отвергнуты, раскритикованы властью. Советская пропаганда - тяжеловесная, лобовая, рафинированная. Главная идея - как удар молотом - должна была проникать в сознание советского народа: работать на заводе - это счастье. В общем: мир, труд, май…

Придуманный мир – советский индустриальный оазис , где все счастливы и все равны, как под копирку множили один фотограф за другим. И лишь к шестидесятым понятия - «собственное видение », «художественная мысль» снова были введены в оборот – фотографам, наконец, позволили быть авторами - но, конечно, в меру.

«В оттепель, например, авторы вдруг начинают обращаться к формальным поискам и немного к авангарду, и строить кадр. То есть, до 80-х мы имеем дело с журналистской фотографией, при этом был поток любительской фотографии, были свои газеты при заводах, люди владели фотоаппаратом, но качественный продукт они не производили», - рассказывает куратор выставки Екатерина Зуева.

Но, были, конечно, среди заводских штатных фотографов и самородки. К ним можно отнести и творческую группу «Трива» при Кузнецком металлургическом заводе. Они работали в семидесятых. Им было легче, чем командированным фотокорреспондентам, – их знали в лицо сотрудники крупнейшего в стране металлургического завода, участники группы знали каждый цех, все опасные места, саму специфику работы, но, главное, никакой диктатуры - по крайней мере, так говорят сами авторы.

«Мы фактически сами определяли себе задания. Над нами не висел редактор, нам никто не говорил, что надо снимать и как, и это было здорово», - вспоминает фотограф Владимир Соколаев.

В перестроечные времена «заводская пропаганда» впала в летаргический сон, а развал Союза отразился и на индустриальных фотоснимках. Развал самих индустриальных объектов – тема, которую развивают современные фотографы. Стоян Васев несколько месяцев провёл на заводе имени Лихачёва. Наблюдал и фиксировал последние дни ЗИЛа.

«Когда ты попадаешь на территорию завода, ты понимаешь, что вот это все когда-то работало, представляешь все звуки толпы, народа, который там работал, и возникает картинка чего-то грандиозного», - объясняет фотограф Стоян Васев.

Весь последний год на ЗИЛе провёл фотограф, художник и музыкант Святослав Пономарёв. Вместе с сыном специально для этой выставки, подготовил мультимедийный проект «Руины будущего». Уходящая эпоха под музыку Яниса Ксенакиса, Карлхайнца Штокхаузена, Луиджи Ноно.

Время, проведенное на ЗИЛе, Пономарев называет самым сильным переживанием прошлого года. Само место – волшебной зоной.

«Это лунная поверхность, слой пыли, как на луне, море масла под землей. В общем -это абсолютно лишенная биосферы зона, там ничего биологического нет, там, как в космосе на комете, одни только атомы, позитроны», - добавляет Святослав Пономарёв.

Точки в индустриальной фотолетописи, созданной Галереей братьев Люмьер, конечно же нет. История продолжается. Пусть и далеко не так масштабно, уже совсем в иной тональности и с другими оттенками. То, что сегодня создают фотохудожники на тему индустриального, уже не ода, скорее, - реквием.

Новости культуры