06.05.2011 | 23:36

Театр Камы Гинкаса в Бахрушинском музее

Кама Гинкас – главный герой и одновременно действующее лицо выставки, которая открылась в Музее имени Бахрушина накануне юбилея режиссера. Завтра ему исполняется 70 лет. Выставка посвящена мастеру и его театру – яркому, индивидуальному, ломающему театральные каноны. Чтобы передать атмосферу спектаклей Гинкаса, понадобились перья, песок, деревянный помост из его постановок, а также раритетные фотоснимки и черновые эскизы – все, что может проиллюстрировать трудный путь режиссера в профессии, его постоянное движение. Рассказывают «Новости культуры».

Кама Гинкас внимательно изучает экспозицию, как будто заново проходит свой нелегкий творческий путь. Задерживается у редких фотоснимков, сделанных в Красноярском ТЮЗе, где он когда-то поставил «Гамлета». Рядом – фотографии первых московских спектаклей. «Вагончик» наделал много шума – в суровой драме сыграли воспитанники детских домов. Кама Гинкас всегда и во всем ищет правдивость и точность. Даже на юбилейной выставке.

На открытие приехала и супруга Гинкаса – режиссер Генриетта Яновская. Об экспозиции она отзывается менее критично, чем ее муж.

«Слава Богу, в жизни встречались блестящие фотографы. Слава Богу, потрясающие художники есть, очень достойные, очень живые отпечатки», – отмечает худрук московского ТЮЗа.

Британский фотограф Кен Рейнольдс, сделавший уже много снимков, сегодня снова фотографирует Гинкаса. Среди пришедших на открытие выставки – друзья, коллеги и те, кто долгие годы наблюдал за его творчеством.

«Какой сохранивший себя, какой развивший себя, какой немумифицировавший себя художник, не долбящий своей темой и очень странно с нией расходящийся», – говорит доктор искусствоведения, сотрудник научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ Инна Соловьева.

О том, каково работать с режиссером Гинкасом, в этот вечер рассказывали многие.

«Мы встретились на "Полифонии мира". Это была очень тяжелая и для меня, и для Камы работа. Мы ругались, как это обычно бывает на таких тяжелых работах. И чувство счастья я испытал, когда все это кончилось. Только потом, много лет спустя, я понял, что многим обязан Каме Мироновичу», – признается композитор Александр Бакши.

«Полифония мира» – это музыкальная мистерия, призывающая к единству разных культур. В едином пространстве стремились к общему звучанию хакасские шаманы, индейский абориген, перкуссионисты из Страсбурга.

В экспозиции представлен макет декораций к одному из самых амбициозных проектов международной театральной олимпиады «Полифония мира». На сцене Театра имени Вахтангова соорудили масштабную конструкцию – нечто среднее между Вавилонской башней и Вороньей слободкой.

Среди других экспонатов – макеты декораций к «Черному монаху», «Даме с собачкой», за которую Гинкас получил «Золотую маску». Наконец, режиссер делится своими впечатлениями.

«Есть ощущение бабочки мертвой, которая забыта в старой книге. Она давно засохла, открываешь эту книгу и видишь мертвую бабочку в этой книге», – замечает мастер.

К счастью, большинство зрителей столь мрачный образ отвергает, для них эта бабочка жива по-прежнему.

Читайте также:
Мир театра Камы Гинкаса на выставке в Бахрушинском музее

 

Кама Гинкас: «Мне интересен человек, который проявляется по-разному»

Выставка в честь юбилея Камы Гинкаса откроется в Театральном музее