13.01.2015 | 10:57

Коллеги – о Елене Образцовой

Умерла Елена Образцова. Об очень многом в её жизни можно сказать: «Так не бывает». Голос – один на миллионы. То же стоит сказать и о внешности. Победа на дополнительном вступительном экзамене в консерваторию. А её выпускной экзамен запомнился едва ли не единственной за всю историю ленинградской консерватории пятёркой с плюсом. И она вряд ли когда-нибудь испытывала судьбу, просто всегда мощно работала. И приговаривала: «Никто никогда не займёт чужого места, все в жизни занимают только своё, поэтому не надо бояться соперничества». Формализм Образцова не любила. «Вообще-то не признаю никакой школы пения, говорила она. Есть одна единственная школа – школа правильного пения». Назвать её пение правильным было бы слишком уж скромно. Её имя – в числе первых в мировой истории оперы. Соболезнования родным и близким певицы направил и президент России Владимир Путин.

Знаменитый «Оперный бал» Елены Образцовой – совсем недавно она отмечала 75-летие, и не только на почетном месте в ложе, но и на сцене – ловила восхищенные взгляды поклонников. Она называла себя фаталисткой и была уверена, что в жизни всё предопределено. Говорила, что никогда не работала, ведь каждый выход на сцену приносил ей счастье, в то же время вспоминала, как репетировала ежедневно по 8 часов в день. О ней всегда говорили с придыханием – называли примой – а она так не любила это слово. Искала не славы, а возможности самовыражения, о чем говорила в своем последнем большом интервью: «Во мне очень много всего на одну меня, поэтому я всем этим делюсь».

Владимир Федосеев  художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского, народный артист СССР:
«Она была не просто русской певицей, она была интернациональной певицей. Я был в Ла Скала, когда она пела "Дона Карлоса". Единственная русская, кого пригласили, и она покорила весь Милан, всю итальянскую публику».

Тамара Синявская – народная артистка СССР:
«Она была талантлива, поэтому она знала свое место на Земле и всегда держала его на высоте. О ней можно вспоминать сколько угодно. Мне тяжело даже сказать "вспоминать", я думаю, я долго не приму, что её нет».

Вот она в окружении поклонников и журналистов на выставке, ей же посвященной. Рассказывает о первом успехе, вспоминает начало карьеры, раздает автографы, вдохновляет. В ней удивительно сочетались творец и муза, то, что она – источник вдохновения, с первых её партий поняли режиссеры. Франко Дзефирелли назвал Образцову потрясением своей жизни, после работы с ней в фильме «Сельская честь» – что она сотворила чудо.

Еще одно чудо, наверное, самое громкое в карьере певицы – Кармен. В 1975 году, в Испании, Образцову признали лучшей исполнительницей этой партии в мире. Её Кармен – дикая, неистовая, естественная – появилась на публике впервые босиком.

«Я почувствовала себя такой черной пантерой, которую все хотят и все боятся, и что она делает всё, что хочет. А босиком я стала петь в Большом театре, хотелось, чтобы она была земная, натуральная зверушка»,  говорила об этой роли Елена Васильевна.

Её выхода на сцену всегда ждали, а она появлялась как будто неожиданно – всегда эффектно, по-королевски. Аплодисменты всегда заглушали оркестр, в театре «Ла Скала» сорвали спектакль «Борис Годунов» – на сцену Образцову вызывали пять раз. Но любимой партией Елены Образцовой осталась Марфа из «Хованщины». Говорила, из театра выходила, как из церкви после исповеди.

В последнее время Елену Васильевну поймать было практически невозможно – постоянные переезды, встречи, проекты – увлекалась джазом, даже вышла на сцену не как певица, а как драматическая актриса – в спектакле Романа Виктюка «Реквием по Радамесу».

«Это было счастье, работать с ней, – вспоминает народная артистка СССР Вера Васильева, – потому что она и очень профессиональна, и очень доброжелательна и очень мудрая. В моменты, когда возникали маленькие конфликты, которые возникали во время работы, она говорила: «Ночь проспите, все будет в порядке»».

При такой колоссальной занятости нашла время поддержать проект телеканала «Культура» «Большая опера» – возглавляла жюри. Это последние кадры с ней – уже плохо себя чувствовала, но никогда не жаловалась на здоровье. Всегда улыбалась, светилась счастьем, рядом с ней хотелось находиться – она заряжала уверенностью, и всегда повторяла свое коронное выражение: "Но ты молодец, я тебя люблю".

Дмитрий Бертман – художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист РФ:
«Она уже болела, держалась очень сильно, пыталась не говорить на эту тему, правда, иногда на программах она меня толкала, даже зрители, наверное, могут это видеть, но комментировать по-другому – она говорила: "Меньше говори, потому что мне тяжело сидеть"».

Василиса Бержанская – финалистка проекта «Большая опера»:
«Для меня она навсегда останется в сердце и будет жить со мной. Я весь день слушаю её записи и смотрю фотографии. Очень жалко и, думаю, сложно сейчас всем нам».

Илья Сильчуков – финалист проекта «Большая опера» (Белоруссия):
«Мне запомнилась её последняя фраза: «Илюха, жди меня в Минске, будем петь "Пиковую даму"». У нас даже вышла афиша, но вот буквально за две недели она позвонила и сказала, что не сможет приехать».

Она никогда не отдыхала – может, лукавила, говоря, что не умеет это делать, или шутила, как всегда. Но Елена Образцова поражала своей деятельностью, и стремлением к новым открытиям. Искала новые таланты, жила на два города – Москву и Петербург. Там возглавляла оперную труппу Михайловского театра.

Владимир Кехман – директор Михайловского театра:
«Та болезнь, с которой она боролась, так, как она боролась – это просто невероятно. И я считаю, что она была очень хорошим руководителем, очень сильным. Она очень мне помогла, и помогала до последнего момента».

До последнего момента Елена Образцова говорила, что боготворит свои две связочки, благодаря которым поет. Предвещала – когда умрет, её музыка будет жить, а значит, она прожила не зря. 

Новости культуры

Все материалы темы>>>