10.05.2011 | 16:34

"Чудо Георгия о змие": из Старой Ладоги - в Третьяковку

В Третьяковской галерее завершена реставрация копии фрески XII века «Чудо Георгия о змие». Копию сняли в 1930-е годы в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, реставрация заняла три месяца. Сам шедевр публика сможет увидеть в рамках масштабной выставки «Святая Русь», которая откроется в Москве 26 мая. Рассказывают «Новости культуры».

Фреске «Чудо Георгия о змие» больше 800 лет. Она пережила татаро-монгольское нашествие, несколько войн и чудом уцелела после революции. Советская власть, уничтожавшая в те годы и более ценные произведения древнерусского искусства, все же поддержала инициативу реставраторов делать копии старинных фресок.

«Чернигов, Старая Ладога, Ферапонтов… Мы всегда можем показать, какими были памятники 70 лет назад, и это очень важно, потому что за 70 лет они изменили это состояние», – подчеркивает хранитель Третьяковской галереи Галина Сидоренко.

Подлинные фрески, по словам реставраторов, сегодня в куда более плачевном состоянии, а некоторые просто не сохранились. Как, например, росписи храма Спаса на Нередице. Копии от времени тоже пострадали. Дело в том, что после революции фрески переводили на обычный ватман. В результате – значительные потери.

«И красочный слой осыпался, буквально как чешуйки, по всей плоскости», – поясняет реставратор Людмила Муратова.

Икона «Чудо Георгия о Змие» была написана через 200 лет после Крещения Руси – вот почему так необычна иконография. Привычный образ Георгия Победоносца – святой на коне повергает копьем змея. На фреске из Старой Ладоги у Георгия вместо копья знамя, а змея ведет на поводке царская дочь, которую Георгий и спас от чудовища.

«Русь только недавно приняли христианство, и в данном случае это выражение торжества христианства. То есть Георгий как первый христианин, принявший мучение, побеждает словом своим», – продолжает Галина Сидоренко.

Всего на выставке «Святая Русь», которая пройдет в Третьяковке, будет около тридцати новых экспонатов, которых в прошлом году на выставке в Лувре не было.

«В ближайшие несколько десятилетий повторить по составу эту выставку не удастся. Впервые собираются те памятники, которые никогда не были в одном пространстве, которые никогда не показывались вместе и которые никогда не покидали своих хранилищ», – отмечает заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Андрей Воробьев.

В частности, копия фрески XI века «Равноапостольные Константин и Елена» из собора Святой Софии в Великом Новгороде, восьмиметровая подлинная фреска из уничтоженного после революции собора Знамения Божией Матери в Ярославле, а также несколько уникальных икон.