10.05.2011 | 17:04

Экскурсия в Испанию XV века вместе с музыкантами ансамбля La Campanella

Молодежный ансамбль старинной музыки: в этом словосочетании нет ничего парадоксального, уверяют участники московского коллектива La Campanella. Аутентичное исполнительство, еще относительно недавно считавшееся в России вполне маргинальным направлением, завоевывает все большее число поклонников. Точное воспроизведение музыкальных стилей прошлого – это уважение к истории и настоящее приключение для слушателей. Публике, собравшейся в музее-усадьбе «Архангельское» музыканты La Campanella предложили экскурсию в Испанию XV века, в эпоху короля Альфонсо Мудрого. А концерт назвали «Святые и грешные». Рассказывают «Новости культуры».

La Campanella – в переводе с итальянского колокольчик. Ансамбль создавался в 2002 году, когда его участникам было по десять лет. Все учились в одной музыкальной школе. Сейчас они продолжают обучение по специальности в колледжах и вузах, но своего увлечения музыкой Средневековья, Ренессанса и раннего барокко не оставляют. Кантиги Святой Марии испанского короля Альфонсо X – одна из первых музыкальных программ ансамбля.

«Эта музыка божественная по красоте, огненная по темпераменту, несмотря на то, что она духовная. У самого Альфонсо X Мудрого, который собирал эти кантиги и частично является их автором, у него был огромный оркестр – там было человек сорок, и были представлены инструменты разных этнических групп. Там были и арабские инструменты, и еврейские, европейские», - рассказывает художественный руководитель ансамбля La Campanella Светлана Шевелева.

За несколько лет нечто похожее удалось создать и художественному руководителю La Campanella. Среди инструментов – огромное семейство блокфлейт – от сопрано до басов, духовые карнамузы и крумхорны, всевозможные ударные, струнные – рэбек, фидель и виола. И недавнее приобретение – танбур.

«Особенность этого инструмента арабского в том, что у него лады не регулярно стоят, через неравные промежутки. То есть здесь вот присутствует не как на гитаре – через каждые полтона, они по разным интервалам, но в принципе двигаются, и можно подстраивать под конкретное произведение. Сейчас у нас настроен под то произведение, которое у нас будет сегодня», - объясняет музыкант, вокалист и танцор ансамбля La Campanella Ярослав Садовский.

Каждый музыкант в ансамбле играет сразу на нескольких инструментах. Это правило. Участники La Campanella уверены: освоить любой, даже самый замысловатый старинный инструмент можно без особого труда, главное – иметь базовое музыкальное образование.

«Это чаранга – инструмент, который пришел к нам из Латинской Америки. Сделан он из настоящего панциря броненосца. Близкий родственник гитары, ее предшественник», - показывает музыкант, вокалист и танцор ансамбля La Campanella Анастасия Браудо.

Эту музыку в средневековых испанских церквях исполняли пилигримы. Поначалу под заводные мелодии им разрешали даже танцевать у соборных ворот. Песни прославляют Деву Марию, ее красоту и доброту. В каждой рассказывается история о том, как святая совершала чудеса для простого народа.

«Она немножко не укладывается в общепринятое понятие духовной музыки. Это не строгая музыка, она очень веселая. Она близка к народной, там многие мелодии как раз и взяты из народной музыки», - рассказывает музыкант и вокалист ансамбля La Campanella Софья Костина.

Каждой премьерной концертной программе La Campanella предшествует большая научная работа ее художественного руководителя. Никто точно не знает, как звучали кантиги при Альфонсе Мудром. А значит, музыка открывает простор для интерпретаций.

Аутентичному исполнению соответствуют и костюмы – точные копии исторических. Для этого концерта их сшили по сохранившимся иллюстрациям к кантигам. Так что любой слушатель «Колокольчика» - La Campanella - вместе с ансамблем может перенестись на семь столетий назад.