06.01.2015 | 11:25

Работа ТАСС во время Великой Отечественной войны

В наступившем году будет праздноваться 70-я годовщина окончания Великой Отечественной войны. Большую роль в приближении победы сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде, и были настолько злободневны и популярны, что Гитлер объявил художников «Окон» своими личными врагами.

«Окна ТАСС» поднимали боевой дух, укрепляли веру в победу. Их создавали лучшие художники: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы. И известные литераторы: Самуил Маршак, Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Василий Лебедев-Кумач.

Первый плакат “Окон ТАСС” был вывешен уже 27 июня 41 года. После этого работа не прекращалась ни на минуту. Агитационные плакаты выпускали здесь, в мастерских на Кузнецком мосту.

На плакат размером полтора метра на метр уходило полчаса. Утром приходило сообщение ТАСС, художники делали наброски, резчик по линолеуму – трафарет, и через 30 минут десятки агиток были готовы.

«Художники работали в три смены, – рассказывает научный сотрудник Государственного центрального музея современной истории России Аркадий Слесарев. – С 41 по 45 год в том кабинете, где делались “Окна”, свет ни на минуту не гасился. Первый плакат – сатирический, изображающий советского бойца, вонзающего штык в свастику-каракатицу. А на следующий день вышли знаменитые Кукрыниксы – плакат с советским бойцом, в Гитлера целящимся».

«Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, которые крутили повсеместно – в тылу и на фронте. В архивах агентства сегодня хранятся даже карманные «Окна ТАСС». Они были изготовлены в ответ на письмо партизана, который жаловался, как трудно им переносить большие и тяжелые плакаты.

«В редакции ТАСС прочитали это письмо, и тогда было принято решение, что можно договориться с одной из московских типографий – и стали печатать специальные маленького размера “Окна ТАСС”, чтобы партизанские движения могли ими пользоваться», – поясняет сотрудник ТАСС Екатерина Титова.
Их распространяли в деревнях, где не было ни телеграфа, ни телефона, ни радио. Рисунок, понятный даже малограмотным, был очень действенным оружием. Немецкое командование запаниковало, когда на оккупированной территории однажды утром здание гестапо оказалось оклеено плакатами ТАСС.

«Наиболее удачные “Окна ТАСС” выходили в виде листовок на немецком языке и разбрасывались над немецкими окопами», – добавляет Аркадий Слесарев

Высокий художественный, информационный и пропагандистский уровень плакатов признавали многие. В 44 году один американский предприниматель просил подписать его на «Окна ТАСС». Цитата из его письма в Москву: «Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна ТАСС” настолько хороши, что когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается».

Новости культуры