10.05.2011 | 19:33

Уникальная киноработа режиссера Евгения Червякова

Фрагменты уникального фильма, снятого Евгением Червяковым, неожиданно обнаружили… в Аргентине. Лента «Мой сын» была создана более восьмидесяти лет назад и считалась безвозвратно утраченной. В 1920-е годы имя этого ленинградского кинорежиссера ставилось в одном ряду с именами Всеволода Пудовкина и Александра Довженко. Фильмография Червякова невелика, и это понятно – тонкий психологизм, лиризм, эмоциональные акценты не слишком приветствовались в сталинское время. Сняв совсем немного картин, режиссер погиб на фронте во время Великой Отечественной. Рассказывают «Новости культуры».

Из семи частей фильма, снятого Евгением Червяковым 83 года назад, сохранилось лишь пять киноновелл. Но, по мнению историков кино, это никак не умаляет достоинств картины – уникального образца советского кинематографа.

«Это было такое экзистенциональное кино, с интересом к частному человеку, его психологии. Пафоса коллективизма у него не было абсолютно. Что странно, но все же допустимо в двадцатые годы. И считалось, что он придумал новое направление жанр «лирическая кинопоэма». Довженко говорил, что много у него почерпнул», - рассказывает историк кино Петр Багров.

Имя Евгения Червякова известно лишь профессионалам. Он начинал в качестве актера - популярность ему принесла роль Пушкина в фильме «Поэт и царь». Из трех самых известных лент – «Девушка с далекой реки», «Золотой клюв» и «Мой сын» – историкам кино доступна только последняя работа. Советское кино, в лице Червякова, было в авангарде мирового искусства. В далеком 28-м ленинградский режиссер - один из первых в мире -придумал, как в немом кино передать эмоциональную жизнь человека. Ленты Червякова показывали в Германии, Америке и даже Аргентине. Именно там, кстати, и нашли чудом сохранившуюся копию уникального фильма. Но в Советском Союзе режиссера заставляли перемонтировать законченные работы и правили сценарии.

«Он не был жертвой советской власти, он не был репрессирован. Просто в тридцатые годы ему места не нашлось в этом бравурном хоре, у него совершенно другой подход к человеческой личности. Про это тогда кино не снимали тогда. Доживи он до шестидесятых годов, вот тут ему было бы раздолье», - отмечает историк кино Петр Багров.

Но режиссер выбрал другой путь. Не хотел снимать фильмы по соцзаказу. В музее «Ленфильма» хранится его последнее заявление - об уходе на фронт. К сожалению, больше в кинематограф он не вернулся.

Даже после того, как Червяков ушел на фронт, он несколько раз бывал на «Ленфильме». Последний визит - буквально за несколько дней до смерти. По воспоминаниям коллег - режиссер был полон энергии, делился планами, и сказал, что на фронте нашел много идей для новых картин. Но СКЛ 16 февраля 1942 года под Ленинградом Евгений Червяков получил ранение и скончался через несколько дней.

Ленту "Мой сын" сейчас готовят к мировой премьере. Правообладатели пленки планируют показать ее на фестивале немого кино в Италии. Возможно, даже в этом году.