30.12.2014 | 11:11

После масштабного ремонта открыт Центр имени Грабаря

Восставший из пепла. Вчера после масштабного ремонта в Москве был открыт Научно-реставрационный центр имени Грабаря. В 2010 году он был практически уничтожен пожаром. Серьезный урон был нанесен не только помещениям, но и сотням картин, которые находились там на хранении, реставрации, экспертизе. Теперь мастерские, в которых восстанавливают уникальные произведения искусства, переехали в обновлённое помещение. 

Памятник конструктивизма был построен в начале ХХ века. Для его создания требовались смелые архитектурные решеня. После пожара в 2010 году все, что составляло архитектурную и историческую ценность: фасад здания,  длинные пролеты, фермы, было восстановлено.

За четыре с половиной года, что шли реставрация и ремонт, сам центр находился в арендованных помещениях и продолжал работать, выполняя государственные задания в полном объеме. В новое здание центр въехал несколько дней назад. Вчера несмотря на торжественный день открытия, сотрудники работали в штатном режиме. Икону XV века "Успение Богоматери" привезли из Псковского музея несколько лет назад. По мнению реставратора Виктора Занозина, образ многое пережил, неоднократно реставрировался.

Виктор Занозин, реставратор 2-й категории, рассказывает: "В одних местах вообще живопись утрачена. То есть сохранность авторской живописи иконы где-то на пятьдесят процентов". 

Запасники музеев Пскова, Вологды, Новгорода. Многое прошло через руки реставраторов Центра Грабаря. Некоторые коллекции восстанавливаются десятилетиями. Например, в мастерской реставрации темперной живописи - собрание из музеев Архангельгельской области. Его реставрируют в рамках многолетнего проекта по восстановлению памятников культуры Русского Севера. Среди таких памятников - икона "Троица Новозаветная" рубежа XVII - XVIII веков. 

"Вместо серебра было позднее золото с поздним орнаментом, но потом открылся престол, - рассказывает реставратор Вера Савкина. - Сейчас икона находится в процессе реставрации, и здесь у нас тоже на один слой надпись на верхнем поле. Еще нужно будет удалять до автороской надписи не один слой".

Реставрация - процесс долгий и кропотливый, главный принцип которого "не навреди". Одного изучения материала  мало, как шутят сотрудники, нужно вжиться в него, понять суть.

Теперь в здании есть абсолютно новые инженерные сети вентиляции, кондиционирования и современная система пожаротушения. Проведена большая и сложная работа. На ремонт центра было потрачено 460 миллиона рублей. "Отреставрировали абсолютно все фермы, за исключением двух. Их восстановить было уже невозможно, и мы воссоздали новые. Поменяли железобетонные перекрытия между вторым и третьим этажом", - рассказывает директор Центра Грабаря Александр Лесовой.

По словам министра культуры Владимира Мединского, финансирование Центра имени Грабаря в будущем году не сократится, а, возможно, и увеличится. "Ваша заслуженная слава учреждения, получившего такой дом. Вы еще больше будете делать замечательных работ, и мы, министерство, в силу наших скромных возможностей будем стараться центру помогать", - отметил Мединский.
 
Под крышей Центра имени Грабаря появилось помещение в две тысячи квадратных метров, большое и светлое. В нем в 2016 году откроют выставку, на которой представят экспонаты, отреставрированные после пожара. Экспозицию произведений русской и западно-европейской живописи дополнят мультимедийными проекциями, в которых будут отражены основные этапы этой реставрации – в буквальном смысле возрождения из пепла. 

Читайте также:
Здание Центра имени академика Грабаря готово к открытию после ремонта

Новости культуры