29.12.2014 | 11:00

О "Малой Третьяковке" села Льялово расскажут в НИИ реставрации

В ГосНИИ реставрации открылась выставка, посвященная особому, возникшему в конце 50-х способу приобщения крестьян к искусству. Этот, по сути, народнический проект впервые был реализован в небольшом подмосковном селе Льялово. 35 известных художников решили организовать там первый в Советском Союзе сельский художественный музей. Позднее это начинание разошлось по всей стране и получило название «Малая Третьяковка». Искусство в массы продвигали успешно до начала 90-х, до развала Союза. Но у советской инициативы, казалось бы, уже умершей, появилось будущее. Экспозиция в НИИ реставрации рассказывает и об этом.

В таком удручающем состоянии поступили в НИИ реставрации картины художников из первой в Советском Союзе «Малой Третьяковки». За четыре года специалисты вернули к жизни 43 произведения, которые были в экспозиции на момент её открытия в июне 1957-го.

«Обычно плохое состояние живописи связано с неудовлетворительными условиями хранения. Так случилось и с этими вещами, – поясняет художник-реставратор Мария Чуракова. – Сначала это была коллекция, которая выставлялась в Доме культуры, затем наступили 90-е годы, когда экспозицию вынуждены были свернуть».

В 1957-м под экспозицию приспособили здание полуразрушенной церкви Рождества Богородицы – памятника XVII века. Именно там вплоть до развала СССР располагался сельский клуб с постоянно действующей экспозицией. В ней были работы известных советских художников: Герасимова, Терпсихорова, Никича, Дорохова. Идея организовать в селе Льялово галерею возникла не на пустом месте. Наравне с Ялтой, Севастополем и Гурзуфом, Льялово было одним из популярных среди советских художников пленэров. Из-за красивых видов его так и называли – северный Гурзуф.

«Это было целое движение. И начало ему было положено именно в Льялово, – рассказывает заведующая Отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР Нина Зайцева. – И способствовало этому стечение счастливых обстоятельств. В сельском клубе руководителем был человек, который был очень близок к изобразительному искусству. Анатолий Андреевич Глебов. Энтузиаст, подвижник – и он знал много художников по Суриковскому институту, где раньше работал».

Идея искусства в шаговой доступности, когда, чтобы приобщиться к прекрасному, не нужно было ехать в Москву или Ленинград, прижилась. По всему Союзу в деревнях, при колхозах было создано несколько десятков сельских галерей, где местные жители могли увидеть картины известных художников.

Когда Льяловская галерея закрылась, картины оказались никому не нужны. И погибли бы, если бы не идея создать поблизости, в Солнечногорске, краеведческий музей, в котором они стали основой экспозиции.

«Церковь в 90-х годах передавали в благочиние, картины надо было куда-то деть. Эти картины начали странствовать из одного сарая в другой. Есть неравнодушные люди – они просто приехали к нам в отдел культуры Солнечногорска и сказали: надо её спасать», – говорит директор музея «Путевой дворец» Ольга Михайлова.

После реставрации картины, обретя первозданные краски 50-х, вернутся в Солнечногорский краеведческий музей. Который самим своим появлением обязан этой необычной коллекции. А в российских сёлах, рассказывают организаторы, и сегодня открываются художественные галереи – из-за отсутствия широкой информации о Льяловской Третьяковке, считающие себя пионерами на этой ниве.

Новости культуры