11.05.2011 | 11:12

Галерея классической фотографии: новый адрес на карте Москвы

«Сконструированная реальность» часто говорят о современной фотографии. Намекая, что ни к реальности, ни к искусству продукция фотошопа отношения не имеет. Чтобы фотоискусство не осталось без будущего, стоит вернуться к его истокам, уверены создатели Галереи классической фотографии, которая открылась в Москве. Ее предполагают превратить в образовательный центр, где будет и музей фототехники, и фотошкола, и общедоступная библиотека. А для премьерной экспозиции отобрали 120 работ лучших пейзажных фотографов Америки. Рассказывают «Новости культуры».

 

Настоящий хэнд-мейд. Сделано в Америке. Это, как раз образцы классической фотографии. Выставка американца Анселя Адамса и его учеников – в данном случае – фактически художественный манифест новой галереи, в которой найдется место далеко не всему.

«Мы не хотим показывать слабые проекты, недоработанные, конъюнктурные – те, над которыми фотограф работал недолго – по сути, отчеты из путешествий, еще какие-то вещи. Основная функция галереи – образовательная», - объясняет арт-директор Галереи классической фотографии Ярослав Амелин.

Главным было – показать контекст, то, с чего все начиналось. Ансель Адамс давно считается классиком пейзажной фотографии. Его работы - своего рода критерий. Соизмеряясь с ними, можно оценивать и фотографов современных. Здесь можно увидеть одну из самых известных фотографий Адамса, вершину «Монолит. Лицо полукупола».

«В тридцатых годах в Студии Адамса был пожар, и часть работ пропала, а часть была вынесена из огня. И вот у этого негатива сгорела верхняя часть, но получилась плотная компоновка. Но, по мнению большинства искусствоведов, – кадр от этого только выиграл», - рассказывает куратор Галереи классической фотографии Марк Коберт.

«Поднимающийся снег», «Ручей, море и облака». Адамс придавал огромное значение технической составляющей. Негатив он сравнивал с нотами, а отпечаток – с исполнением. Он постоянно экспериментировал – в том числе, с оптикой. Кстати, в галерее – около 230 образцов оптики конца XIX – X веков.

«Тут есть образцы до 5 килограммов, потому что латунные корпуса и линзы изготовлены из свинцового металла», - отмечает арт-директор Галереи классической фотографии Ярослав Амелин.

В сороковые Ансель Адамс стал основателем школы: его ученики росли до уровня учителя, а потом даже превосходили его. Это было поступательное движение. История фотографии в России – совсем другое дело. Уже в тридцатые искусство становится политикой. Практические приемы и теоретические разработки художественного фотоснимка были заменены установками о социальной цели снимков. Мастеров арт-фотографии сажали, они были вынуждены эмигрировать. В годы перестройки появилась еще одна проблема.

«Вот эта тотальная ориентация на Запад – она, с одной стороны, была очень позитивным моментом, а с другой – мы просто потеряли корни. И большие пласты фотографии ушли в глубокое подполье», - уверен куратор Галереи классической фотографии Марк Коберт.

Работы многих мастеров оказались буквально на чердаках. Откуда их десять лет назад начали извлекать, но искусство прошлого так и осталось искусством прошлого, которое не имеет ничего общего с настоящим. Сейчас фотографировать модно. Вопрос – в качестве.

В России современная фотография чрезвычайно переоценена. У нас авторы, которые никто и звать никак и ничего из себя не представляющие. И просят за свои работы столько, сколько в Штатах просит признанный мастер, отпечатки которого являются сложными, признанными произведениями.

Поэтому сейчас так остро встает вопрос о том, когда искусство фотографии из просто массового станет еще и просто искусством. Таким, как фотографии Анселя Адамса.