26.12.2014 | 10:34

Палехское искусство представили в Центральном доме художника

В Центральном доме художника представлено палехское искусство «высшей пробы», музейного и коллекционного формата. Выставка посвящена 90-летию создания Артели древней живописи. Её основатель Иван Голиков в декабре 1924 года собрал в артель бывших иконописцев. С этого началась история лаковой миниатюры, искусства, в основе которого приёмы иконописи. Организаторы выставки утверждают, что палеха в таком объёме и такого качества Москва ещё не видела. На выставке есть практически все виды предметов, когда-либо появлявшихся из-под рук палехских мастеров.

Иконы, предметы интерьера, посуда и, конечно, ларцы и шкатулки. Всего более шести сотен произведений. В таком масштабе палехское искусство представлено впервые.

«Самый большой, пожалуй, экспонат лаковой миниатюры на нашей выставке, – показывает роспись куратор выставки Наталья Рыжикова. – Вот посмотрите, как интересно решено здесь пространство, совершенно необычно. Здесь изображены утро, день, ночь и вечер. Как четыре персонажа».

Иконописцы из села Палех почитались еще в XVII веке. Традиции сохранились и спустя три столетия: изображения всё так же условны, линии плавные и гибкие. Используются темперные краски и золото. Правда, расписывают теперь не только иконы – любые черные лаковые предметы из папье-маше. В 1924-м создаётся Артель древней живописи. Это точка отсчета истории нового палеха. Впрочем, иконописная традиция осталась в его сердце. К ней обращаются и в совсем иных сюжетах.

«Большая пластина. Здесь мы видим, что она написана по канонам жития святых. И действие сказки Пушкина буквально происходит шаг за шагом вокруг основного сюжета этой пластины», – рассказывает соорганизатор выставки, президент Благотворительного фонда «Гордость Отечества» Кирилл Игнатьев.

От «Сотворения мира» до некрасовского «Кому на Руси жить хорошо». Сюжеты разнообразны. Они ложатся на шкатулки, лампы и даже подставки для ежедневников. Палехское искусство, кажется, универсально. Но никогда не многотиражно. Правда, во времена НЭПа сказочные сюжеты сменяются на другую сказку – о светлом коммунистическом будущем. Вожди народа зачастую становятся «лицом» палехского искусства. Позже эти работы назовут «агитационные лаки». Именно тогда палехом заинтересовались и за границей.

«Из сундука народного искусства мы достали всё: и гжель и богородскую игрушку и павлопосадские платки, и палех – он был одним из самых экзотичных и дорогих. Это как раз и помогало ему выжить. Потому что это искусство приносило необходимую валюту. На эту валюту мы покупали машины, сельскохозяйственную технику», – поясняет Наталья Рыжикова.

Традиции палехского искусства, кажется, не забыты. На выставке представлены и иконы уже современных художников. Есть и работы от самых юных мастеров. Свои рисунки они тоже выполняют в технике палеха.

Новости культуры