11.05.2011 | 11:29

В Эрмитаже открылась выставка скульптуры и графики Генри Мура

Государственный Эрмитаж представляет выставку Генри Мура. В экспозиции показаны не только известные, узнаваемые монументальные работы знаменитого на весь мир британца. Показана его графика. Генри Мур предстает как мастер военного репортажа. В этом качестве он в России не слишком известен. Его зарисовки жизни военного Лондона лучше любой фотографии передают атмосферу войны, беды и единения британцев перед общей угрозой. Генри Мур – одна из ключевых фигур в искусстве ХХ века. Рассказывают «Новости культуры».

Такого Генри Мура в России не знали. 80 рисунков объединяет военная тема. Ведь с начала бомбардировок Лондона в 1940-м году известный скульптор стал военным художником. Изображал то, что видел своими глазами каждый день: столица после бомбежки, тысячи людей, которые буквально жили в Лондонской подземке. До конца войны Генри Мур не создал ни одной скульптуры.

«Во время войны очень трудно было делать скульптуры, находить материалы. Невозможно было начинать большие проекты - ведь самого Мура дважды эвакуировали во время войны», - рассказывает куратор выставки, заместитель главы Фонда Генри Мура Анита Фельдман.

Генри Мура называли гениальным самоучкой. Первая Мировая помешала ему получить академическое образование. После – он в основном учился сам. Сначала копируя итальянских мастеров и любимого Микеланджело. А затем обратился к древнему искусству: этрусков, ацтеков, майя.
По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского эти мотивы «ощущаются и видятся так же, как и в рисунках. С одной стороны, это утроба матери, с другой – вселенная, с третьей – конкретная фигура. Все так, как и в древнем искусстве».

Как и у древних народов, наверное, главной темой творчества Мура стало плодородие и материнство. Знаменитые семейные группы, от крошечных до монументальных, появились после войны, когда родилась его дочь Мэри. Генри Мур был идеальным отцом, а его мастерская идеальной детской, где ребенку разрешали играть с любыми скульптурами.

«Мой отец всегда объяснял мне: посмотри на свою руку, на ее форму, как на нее падает свет, - вспоминает Мэри Мур. – Он заставлял меня мыслить образно, фантазировать, объяснял все с точки зрения скульптора».

Взяв лучшее от скульпторов древности и Возрождения, Генри Мур создал собственное направление в искусстве. Он первым изобразил фигуры полыми. Поэт Андрей Вознесенский писал: «Знаменитые дыры Мура... Люди смотрят на мир сквозь них. Здесь каждый может подобрать себе по размеру печаль и судьбу...»

Генри Мур был уверен, для скульптуры нет лучшего фона, чем небо. Сквозь нее должны пролетать птицы, падать тень от облаков. И его композиции стоят на холмах Шотландии и в десятке мегаполисов мира. Поэтому одними гравюрами и статуэтками в Эрмитаже не ограничились.

Три монументальных фигуры до сентября установили во дворе музея.