26.12.2014 | 12:33

100-летие таировского Камерного театра отметили спектаклем-посвящением

Судьба Камерного театра, созданного Александром Таировым ровно 100 лет назад, – блистательная и трагическая. Эта пара слов закрепилась в театроведческих текстах. Может потому, что в них довольно точное отображение жизни этого театра, от рождения в 1914-м до смерти в 49-м. Она, по сути, была предрешена. И до сих пор не очень понятно, как театр, работавший почти исключительно вне советского идеологического контекста, мог не просто существовать, а жить полноценной творческой жизнью. 100-летие таировского Камерного в Театре имени Пушкина отметили спектаклем-посвящением. Среди его героев – актёры, реформаторы театра, писатели, художники, журналисты, чьи судьбы так или иначе были связаны с Камерным.

К юбилею фасад исторического здания на Тверском бульваре украсили афишами спектаклей, шедших когда-то на сцене Камерного театра – «Саломея», «Машиналь», «Мадам Бовари». Спустя почти столетие на сцену уже театра имени Пушкина вернулась и комедия «Женитьба Фигаро». Сразу после новогодних праздников режиссер Юрий Бутусов приступит к репетициям пьесы Юджина О’Нила «Любовь под вязами». Именно Александр Таиров в 1926-м первым поставил эту пьесу в России.

Это особенный для театра Пушкина вечер. 25-го декабря сто лет назад именно здесь родился Камерный театр с его особым, таировским языком.

«Больше всего я рад сейчас, что имя Таирова по-настоящему возвращается в историю русского театра, – отмечает ректор Театрального института им. Щукина, народный артист РФ Евгений Князев. – И, наверное, без Камерного театра, без имени Таирова, без Алисы Коонен история российского театра была бы неполноценной. Поздравляю театр, коллкетив и всех нас с этой замечательной датой».

В этом спектакле нет ни единого вымышленного слова. Все взято из писем, дневников, фрагментов постановок Александра Таирова. Когда собрали весь материал в единое драматургическое произведение, признается Евгений Писарев, пришло понимание того, чем был Камерный театр: «Что все постанвоки были оправданы и исходили из жизни, из понимания жизни, искусства Таирова и Коонен. Это были не просто какие-то странные непонятные постановки, просто противопоставленные всему, что происходит на улице, а абсолютно адекватные их жизни, их миропониманию, их страстям», – поясняет он.

«Перемена участи», «Рождение театра», «Режиссёр», «Премьер», «Успех», «Одиночество», «Власть и смерть». Весь спектакль – это череда эпизодов, каждый посвящен определенным событиям в жизни театра, его создателя и его музы – ведущей актрисы Камерного Алисы Коонен.

«Я был знаком с Алисой Георгиевной – мне так повезло – буквально в послендние годы её жизни. Такое впечатление осталось от неё, человека театрального абсолютно до мозга костей… Когда закрылся Камерный театр, – она мне рассказывала – на следующее утро Александр Яковлевич Таиров ей сказал: Алиса, ты должна вставать каждое утро с ощущением, что у тебя вечером спектакль», – вспоминает художественный руководитель Российского академического молодежного театра, народный артист РФ Алексей Бородин.

В этот вечер на сцене – фрагменты из спектаклей Камерного театра: «Жирофле-Жирофля», «Мадам Бовари», «Адриенна Лекуврёр». Одной из вершин в 21-м году стала «Федра» Расина. Луначарский называл эту постановку первым большим шагом к подлинной монументальности. На гастролях в Париже спектакль произвел настоящий фурор.

«"Федра" была не просто великим спектаклем, но она была событием в европейской культуре, поэтому совсем неслучано Париж с таким восторгом принял эту постановку. Жан Кокто считал это вершиной судьбы Расина в мировом театре», – комментирует театровед Алексей Бартошевич.

То, что происходит на сцене, сложно назвать игрой – это скорее полудокументальное существование, некая рекострукция. Где необходимо чувство меры и чувство стиля.

«Эта история просто очень тебя затягивает: так много нового, и так много новых фактов, биографий этих людей и истории театра – потому что это огромный пласт театральной жизин страны. Этот театр и эти люди были мощным стержнем театральной жизни», – говорит актриса Виктория Исакова.

«Театр эмоционально-насыщенных форм» или «театр неореализма», как называл его Александр Таиров. Камерный прожил свой век ярко и насыщенно. Век длиною в треть столетия.

Новости культуры