26.12.2014 | 10:33

Здание Центра имени академика Грабаря готово к открытию после ремонта

Здание Научно-реставрационного центра имени академика Грабаря в Москве готово к открытию после масштабного ремонта. В 2010 году оно было практически уничтожено сильнейшим пожаром. Серьёзный урон был нанесён не только помещениям, но и сотням картин, которые находились в центре на хранении, экспертизе и реставрации. И вот теперь мастерские, в которых восстанавливают уникальные произведения искусства, переезжают в обновлённое помещение. 

Светлые стены и полы, большие окна дают естественное освещение – пространство обновленного центра стало хрустально-воздушным. Отдел керамики работу начинает постепенно. Одни сотрудники уже трудятся, другие только распаковывают коробки с музейными экспонатами. 

«Для нашей работы нужны достаточно большие пространства - хорошо освещенные помещения, большие окна, потому что финальная часть нашей работы связаны с тонировкой, а тонировка требуют естественного освещения, чтобы вещи потом также естественно смотрелись в музейных помещениях», - объяснила заведующая Отделом произведений из керамики и стекла Екатерина Шаркова.

Сотрудники центра Грабаря не раз спасали памятники старины со всего мира от разных, порой, неведомых болячек. Ветхости, грибка, ожогов, полного разрушения. Но не верили, что им удастся справиться с последствиями страшнейшего пожара, что случился 15 июля 2010 года. Полторы тысячи квадратных метров – два этажа и мансарда, где хранились картины, были охвачены огнем. Пострадало множество произведений, в здании сгорели даже металлические балки. За три года ремонтных работ полностью поменяли все инженерные системы. Пожарная безопасность теперь на высшем уровне. 

«Здесь у нас будут все самые современные системы пожаротушения. Будут две – в фондохранилище - газовое пожаротушение, и во всех помещениях – тонкораспыленное пожаротушение. И самая современная сигнализация по всем системам», - рассказал директор ВХНРЦ Александр Лесов.

Везде появились вакуумные столы, вытяжки, без которых работа реставраторов становится опасной для здоровья. Закуплены микроскопы, полностью оснащена физико-химическая лаборатория. В отделе реставрации мебели – в работе сразу несколько музейных предметов из музеев Ярославля, Твери, Абакана, Орловской области. Здесь – и секретер из Царского Села. 

«У нас появилась возможность с такими габаритными предметами работать. До этого приходилось разбирать их на отдельные фрагменты, и над каждым – места не хватало», - заметила заведующий отделом реставрации мебели Роман Студенников.

В наступающем году в планах реставрация икон XVII-XVIII веков, скульптуры, редких книг. И продолжение работы над пострадавшими от пожара памятниками искусства. 

«Красочный слой был весь в ожогах. Ожоги такие, как человек, который попадает в термическую среду. Реставрация, которая нам предстоит, – это продолжение того, что мы не доделали после пожара. Надо сказать, что все картины, которые пострадали в пожаре, поддаются восстановлению», - отметила заведующая отделом реставрации масляной живописи Надежда Кошкина. 

Многие из обожженных пламенем картин уже спасены и вернулись в экспозиции музеев.

Под крышей Центра Грабаря появилось помещение в 2000 квадратных метров – большое и светлое. В нем в 2016 году откроют выставку, на которой представят экспонаты, отреставрированные после пожара.

Экспозицию произведений русской и западноевропейской живописи дополнят мультимедийными проекциями, в которых будут отражены основные этапы этой реставрации – в буквальном смысле возрождения из пепла.

Новости культуры