24.12.2014 | 11:09

Экспозиция "Вдохновлённые Эрмитажем"

В Петербурге, в одном из залов Зимнего дворца, открылась выставка «Вдохновлённые Эрмитажем». Эта экспозиция из цикла «Поднесение к Рождеству» - свидетельство творческого взаимодействия музея и Императорского фарфорового завода. Изначально предприятие принадлежало царской семье, а в коллекции Эрмитажа художники черпали идеи для своих хрупких творений. Новая выставка продолжает утраченную в советское время традицию, когда лучшие изделия императорских производств ежегодно выставлялись в Зимнем дворце. 

Эрмитажу - 250, Императорскому фарфоровому заводу - 270 лет в этом году. Они почти ровесники, что такое разница в 20 лет в масштабе веков? Свою новую коллекцию художники назвали романтично - признанием в любви музею. 

Самая сентиментальная часть выставки - первые детские впечатления об Эрмитаже. У каждого они свои: Иорданская лестница, карета или трон. И уж точно - павлин! На сервизе он в окружении только тех цветов, которые можно встретить на картинах в музее. Выставка - своего рода шарада, нужно подобрать ключ, угадать произведение или целое течение в искусстве. 

«Эрмитаж стал главным сюжетом того, о чем думали и чем вдохновлялись художники», - рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

Композиция «Эрмитаж: вчера, сегодня, завтра» - это, по сути, весь музей - от античного реализма до пиксельных скульптур Энтони Гормли. Инсталляцию «В том доме розовом не слышно голосов» художница Инна Олевская посвятила Тонино Гуэрро, знаменитому сценаристу и другу Феллини и Тарковского, поэту и художнику. Он когда-то сам открывал свою выставку в Эрмитаже. 

«Вот, например, улитки, это любимый предмет Тонино. Инна Олевская много раз бывала у него в саду, где много было сделано керамических улиток, они и в металлах. И здесь мы видим замечательных улиток с разными фактурами», - показывает куратор выставки, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Анна Иванова. 

Одна из самых оригинальных фантазий - целая скульптурная группа: Клеопатра, зеленый страж и две служанки. Костюмы выполнены из расписного фарфора настолько искусно, что передают даже линии складок на платье у египетской царицы. К выставке художники готовились целых два года. 

«Без преувеличения можно сказать, что это титаническая работа, поскольку каждая пластинка делается вручную . Костюмы имеют разную фактуру», - добавляет Анна Иванова. 

Показ фарфоровых мод - старинная рождественская традиция, забытая в советские годы и возрожденная в 2001 году, когда коллекции Императорского завода стали частью Эрмитажа. Оказалось, фарфор хранит память о том, что уже утрачено. 

«Некоторые эрмитажные картины остались только на фарфоровых вазах, потому что их продало правительство. Но все равно мы входим на завод и видим вазы с изображением наших картин и вспоминаем и хорошее, и плохое», - говорит Михаил Пиотровский. 

«Это выставка - дань признания, дань любви государственному Эрмитажу, это наш вдохновитель, храм искусства, мы его любим», - признается председатель Совета директоров Императорского фарфорового завода Галина Цветкова. 

Несколько фарфоровых произведений искусства завод торжественно подарил музею. 

Новости культуры