23.12.2014 | 16:13

Продолжается реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме

Жемчужина дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума – знаменитый Китайский дворец Екатерины Великой, возведенный во второй половине XVIII века, считается единственным в России полноценным образцом стиля рококо. Он не подвергался перестройкам в XIX веке, уцелел в годы войны и ветшал всю вторую половину XX столетия. К 300-летию Ораниенбаума во дворце началась масштабная реставрация. О результатах ее очередного этапа рассказывают «Новости культуры». 

Через его руки ежегодно проходят десятки килограммов благородного металла. И он, пожалуй, один из немногих, кто хранит золото не в банке, а в специальной книжечке. Ведь Александр Мацишин - реставратор-позолотчик. Сейчас он работает над плафоном «Передней» Китайского дворца. Реставрация этих завитков, созданных по эскизам самого Антонио Ринальди, удовольствие дорогое, но необходимое. Интерьер должен быть таким же, как при императрице Екатерине II.

«Мы сейчас снимаем загрязнение, только начинается процесс. После снятия поверхностных загрязнений мы смотрим, где здесь утрата. Вот, видите "недозолоченные" участки, - показывает Александр Мацишин. - Мы потом все это будем реставрировать при помощи сусального золота».

В этом году реставраторы сделали настоящее открытие - под слоем старых обоев нашли росписи на панелях. Так называемую «китайщину». Именно она дала название всему дворцу. Череда открытий на этом не закончилась.

Китайский домик можно назвать дворцом скрытых тайн. Например, во время реставрации Гардеробной мастера обнаружили под прежней краской настоящий цвет стен. Оказалось, что после Великой Отечественной войны реставраторы поменяли цвета местами. Теперь историческая справедливость восстановлена.

Также полностью закончены работы в Стеклярусном кабинете. Кстати, в нем представлено единственное в России панно Усть-Рудицкой мозаичной фабрики. В Зале Муз восстановлен уникальный паркет, созданный русскими плотниками в 1763 году. Чтобы добиться изменения цвета, они опускали небольшие фрагменты древесины в горячий песок, пока материал не становился бурым. Реставраторы воссоздали паркет в подлинном виде. Вообще, подлинность - главное слово в музее-заповеднике.

«Применение тех или иных современных материалов должно быть обосновано. Они не должны противоречить основному правилу - не сделай лучше, потому что там, где начинается творчество, заканчивается реставрация, и смысл нашей деятельности сводится к нулю», - объясняет главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов.

Открыть новые залы обещают уже в 2016 году. Также в планах руководства музея частично воссоздать Нижнюю дачу императора Николая II. Это даст возможность восстановить историческую панораму прибрежной полосы парка «Александрия».
 

Новости культуры