19.12.2014 | 13:00

В Москве открылся Международный фестиваль "Зодчество"

В Москве открылся Международный фестиваль «Зодчество». Он существует уже 21 год. За это время превратился в крупное профессиональное событие для архитекторов и градостроителей. Тема нынешнего фестиваля звучит довольно сложно  «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объясняют, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.

В этом году на фестивале – более 80 участников. Свои проекты представляют архитектурные бюро, музеи, города, республики и области. Так как формат «Зодчества» изменился, многие подошли к своим стендам креативно и с иронией. Например, стенд Петербурга предлагает инсталляцию-квест на знание города на Неве. Представлен макет исторического центра, посетителям раздаются маркеры, предлагают отметить знакомые места и проложить привычные для них маршруты.

«Изначально задумка такова, что все посетители приходят к нам с Московского вокзала и гуляют здесь. Они знают Питер хорошо, рассказывают и даже иногда делают открытия для нас, где какие объекты у нас расположены», – рассказывает куратор проекта Инна Корабельникова.

Красноярск – впервые на фестивале «Зодчество». Сейчас город на пороге больших перемен – разрабатывается его новый архитектурный план. И среди главных задач – уменьшение промышленной части, строительство и сохранение культурных объектов, подготовка к зимней Универсиаде 2019 года. В красноярском павильоне также представлена интерактивная инсталляция, рассказывающая об истории города.

«В этом павильоне мы хотели показать преемственность, как те ошибки, или не ошибки, а та жизнь, которая сделала Красноярск индустриальным городом во время войны, повлияла на него. Сегодня мы стоим благодаря той истории, которую прошёл Крансоярск, и в этой точке ищем ответы на вопросы», – поясняет куратор проекта Антон Шаталов.

В рамках «Зодчества» в этом году представлены тематические выставки. Участникам этой предложили попробовать найти ответ на вопрос: в чем же специфика российской архитектуры, каков её генетический код? Организаторы боялись тривиальных решений, но участники удивили оригинальностью, хотя и не ответили на поставленные вопросы.

«Каждый из приглашённых говорил о чём то своём, – отмечает куратор выставки Елена Петухова. – Мы боялись, что будут говорить одно и то же – есть клише, например, «русский аванагрд» и «деревянная архитектура». Современные архитекторы пропускают историю нашей страны, мировую архитектуру и переплавляют во что-то особенное, имеющее отношение к ним. Это такой калейдоскоп мнений».

Основное внимание в этом году – памятникам советского авангарда. На фестивале представлен выставочный проект министерства культуры и музея архитектуры имени Щусева. Пять объектов – фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре, драматический театр имени Горького в Ростове-на-Дону, Белая башня в Екатеринбурге, гараж на Новорязанской улице в Москве и, конечно, Дом Мельникова.

«Долгие годы все страдали, что памятник рушится и что государство бездействует, и Министерство культуры приняло решение, что это будет госмузей. Проходит его музеефикация, и это означает, что у памятника есть будущее», – комментирует директор Музея имени Щусева Ирина Коробьина.

Гарантом того, что все эти памятники будут защищены, отреставрированы и найдут свое новое назначение, выступает Министерство культуры.

«Министерство культуры в последнее время большое внимание уделяет вопросам поддержания памятников конструктивизма. Не случайно из тех пяти объектов, которые выбраны, трём уже присвоен статус объектов федерального значения. Будем восстанавливать, будем выделять деньги на реставрацию и поддержку их в достойном состоянии», – подтверждает заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов.

Также в рамках программы, посвящённой памятникам советского авангарда, – исторические материалы, снимки, чертежи, макеты. Представлено много объектов из тех, что так и не были реализованы известными архитекторами в начале века. И почти ни слова о том, что было утрачено в последние десятилетия.

Новости культуры