19.12.2014 | 11:47

Работы Пьеро делла Франческа и его современников показаны в Москве

Мадонна с младенцем – центральный сюжет в христианской традиции. И в иконописи, и в живописи эпохи Возрождения. Образу Богоматери посвящена выставка в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Полотна итальянских мастеров второй половины XV века – Пьеро делла Франческа и его современников – предоставлены крупнейшими художественными музеями Италии  венецианской Галереей Академии и национальной галереей Марке из Урбино.

Полотно Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим Младенцем и ангелами». Итальянский куратор не скупится на эпитеты. Говорит, даже на фоне других работ она выделяется. 

«Эта картина – настоящее сокровище, – комментирует куратор выставки Лоренца Моки Онори, – настоящий шедевр Пьеро делла Франческа, хранящийся в Национальной галерее Урбино. И мы рады, что удалось привезти картину на эту выставку».

Переговоры о том, чтобы эта картина была выставлена в Пушкинском музее, начались еще полтора года назад. Но тогда никто не предполагал, что шедевр Пьеро делла Франческа приедет в Москву не один – вместе с еще тремя работами современников художника.

«Я думаю, в такой момент дисгармонии нашего мира, когда мир наполнен враждебностью, отсутствием того количества любви, которое нам необходимо, мне кажется, понимание связано с эпохой Возрождения, – отмечает директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак. – Она несет представление о мире, наполненном любовью, когда человек может внести свой вклад в наполнение этой чаши».

Еще три картины принадлежат мастерам северной Италии. Один и тот же сюжет, но совершенно разная трактовка. Поэтическое осмысление сюжета у Джованни Беллини. Драматизм Козимо Туры. Декоративность Карло Кривели. Несмотря на свойственные итальянскому возрождению черты, в этих полотнах немало общего с православными иконами, отмечают кураторы выставки.

«В период иконоборчества, когда в Византии правил Лев Исавр, множество иконописцев было вынуждено покинуть Византию. В Италию хлынул поток икон. И тогда итальянские мастера именно на основе византийских икон стали разрабатывать евангельские сюжеты, преломляя в соответствии с чертами эпохи Возрождения», – поясняет Лоренца Моки Онори.

По словам куратора, эта выставка – мост между тем общим, что есть в культуре Востока и Запада. Это общее подчеркивает даже развеска. Картины расположены друг против друга, образуя, таким образом, крест.

Новости культуры