12.05.2011 | 12:27

Может ли религиозное искусство быть современным?

Может ли религиозное искусство быть современным, и продолжает ли оно оставаться искусством? Попытка ответить на этот вопрос объединила художников, которые выставили свои «реплики» на тему Благовещения, Рождества, Распятия и Воскресения в холлах театра «Школа драматического искусства». Это уникальное сооружение, задуманное некогда режиссером Анатолием Васильевым и художником Игорем Поповым для лабораторного театра или, скорее, храма, как нельзя лучше подходит для размышлений на тему: «Религия и искусство». Рассказывают «Новости культуры».

Не в храм, а в мастерскую, зовут за собой Ирина Старженецкая, Сергей Антонов и Ирина Зарон. В течение года они расписывают церкви, ваяют распятия и врата, держат себя в строгости – помнят, что и у пастырей и паствы есть свои привычки. Но бывает, что выражается их религиозное чувство иначе.

«Мне хочется сделать так, как чувствую. Нет заказчика, нет зрителя», – поясняет Ирина Зарон.

Уезжая летом в деревню, она грунтует холсты песком, известняком, пишет золой и толченым кирпичом. «Здесь я могу оставить недосказанность и взять маленький размер», – продолжает художница.  

Ее муж, скульптор Сергей Антонов, в той же деревне Костромской области находит старинные корыта, бочки и превращает их в места религиозных размышлений. Светящаяся в лучах заходящего солнца скульптура Антонова «Псалом» сделана из дров, спасенных от огня.

«Попадаются такие поленья, которые жалко бросить в печку», – подчеркивает Сергей Антонов.

Ирина Старженецкая едет за вдохновением в ветхозаветные места – Иорданию, Сирию, Палестину. Мозаики из камня вдохновили на создание цикла по книге «Руфь».

За пределами церкви эти люди остаются религиозными художниками. К канону они относятся с уважением, сюжеты религиозные выбирают по любви, но повторять уже много раз писаное им не хочется.

«Сейчас ситуация такая, что в храмах мы видим благочестиво сделанные копии под XVIII век, XIX, Симона Ушакова», – отмечает Сергей Антонов.

Ирина Старженецкая интерпретирует по-своему Благовещение и книгу «Руфь», Сергей Антонов – Распятие. Религиозность не повод не творить, считает Сергей Антонов. Какие творения художника примет Церковь, покажет будущее. Религия и искусство – эта тема  стала одним из камней основания театра «Школа драматического искусства». Место, где режиссер Анатолий Васильев разыграл некогда «Плач Иеремии», по-прежнему открыто для размышлений об актуальном религиозном искусстве.