18.12.2014 | 13:40

Календарь. 18 декабря 2014 года

Огни, дворцы, базары, лица
И небо - всё заслонено...
Миражем кажется столица -
Тень сквозь узорное окно
Проносится узорной дымкой,
Клубится пар, и - мнится мне,
Я сам, как призрак, невидимкой
Уселся в тряской тишине.

Его дом в Петербурге был распахнут для всех. По пятницам здесь собирались известные поэты, литераторы, артисты, музыканты, художники.
А самого хозяина дома именовали «одним из трёх праведников, ради которых и стоит мерзостный Петербург».
195 лет назад в Рязани родился Яков Полонский, замечательный русский поэт послепушкинской эпохи, автор популярных романсов и песен: «Мой костёр в тумане светит», «Затворница», «Вчера мы встретились», «Нам звёзды кроткие сияли».
Яков Полонский 1819 – 1898

В жизни ему везло. В свои 11 лет он неожиданно разбогател: после долгих споров к нему перешло сказочное наследство вымершего рода итальянских князей д’Эсте. В 25 он стал фактическим наследником австро-венгерского престола – когда сын императора Франца-Иосифа, кронпринц Рудольф внезапно покончил с собой.
Чуть позже он стяжал славу превосходного охотника и незаурядного писателя, опубликовав дневник кругосветного путешествия на военном корабле "Императрица Елизавета".
Повезло ему и в любви. Тайный роман завершился счастливым браком с чешской графиней Софией Хотек, которая подарила ему троих детей. Они любили друг друга и умерли в один день.
Он не взошёл на престол и не застал крушение австрийской империи и гибель старой Европы. Не видел он и ужасов Первой мировой войны, хотя его имя навсегда вписано в её историю.
18 декабря 1863 года родился старший сын эрцгерцога Карла-Людвига Австрийского Франц-Фердинанд, убитый вместе с женой в Сараево в июне 1914-го. Первая жертва и одна из символических фигур Первой мировой войны.
Франц-Фердинанд Австрийский 1863 – 1914

135 лет назад родился Пауль Клее - швейцарский живописец-экспрессионист, «гений абстрактного рисунка» и теоретик искусства.
«Мечтатель, волшебник, визионер», который, по его собственным словам, был «ближе к сердцу творения, чем обычно, но не так близко, как сам того желал».
Пауль Клее 1879 – 1940

Творчество французского кинорежиссёра Робера Брессона редко интересовало широкую публику. «Дамы Булонского леса», «Дневник сельского священника», «Приговорённый к смерти бежал», «Карманник», «Мушетт» - его фильмы называли элитарными, интеллектуальными, эксклюзивными, трансцендентальными.
Он терпеть не мог павильонные съемки, спецэффекты и профессиональных актёров, говоря: «Кино, которое делается сегодня, — это не кино, это — за малым исключением — всего лишь заснятый на пленку театр… Актера прежде всего следует отучить от его привычек, а этого ужасно трудно достичь».
Он так и остался забытым мастером, который коренным образом изменил кинематограф второй половины ХХ века.
«Брессон достиг в кинематографе гениальной, божественной простоты. Так, как в живописи это сделал Леонардо, в музыке Бах, в литературе Толстой», — утверждал Андрей Тарковский.
Жизнь Робера Брессона окончилась 15 лет назад.
«Кино — это средство для совершения открытий, — говорил он. — Фильм — путешествие в неизвестность. Тут не может быть ошибки».
Робер Брессон 1901 – 1999