15.12.2014 | 12:18

Опера "Риголетто" вернулась в Большой театр

На Новой сцене Большого театра – премьера. Опера Джузеппе Верди «Риголетто». Последний раз она ставилась в Большом четверть века назад. Нынешняя постановка – это результат совместной работы оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе и четырёх европейских оперных домов  Рейнской оперы в Страсбурге, театра де ла Монне в Брюсселе, Большого театра Женевы и Большого театра России. Режиссёр спектакля – канадец Роберт Карсен. 

За два дня до премьеры о «Риголетто» канадца Роберта Карсена уже кричали СМИ. Режиссёр, известный своими провокационными идеями, всегда заставляет нервничать. Вот и сейчас место действия из замка герцога перенёс в цирк. «"Риголетто" – непростое произведение, – комментирует постановщик. – Мне показалось, что цирк – самое подходящее место для него. Здесь можно сделать клоуна центральным персонажем. В цирке есть опасность, там много смешного, много страшного. Есть сексуальность. Для меня цирк – это метафора».

Артисты отправились в тренажерный зал. Без спортивной подготовки здесь не справиться. Многие арии певцы исполняют, зависая в воздухе, на трапециях, находясь всё время в движении. «Побегать и утром три часа, и вечером. Бывает, что за спектакль люди, не бегая, теряют по два-три килограмма веса», – говорит певец Александр Цымбалюк.

Кристина Мхитарян одну из самых известных арий Джильды поёт на высоте пяти метров, на качелях, как под куполом цирка. «У меня сегодня спросили, училась ли я в цирке, чтобы это делать. Нет – посадили и поехала», – рассказывает солистка Большого театра.

Сергею Романовскому помогает справиться с партией герцога танцевальное прошлое. Он – чемпион по брейк-дансу. В истории Карсена его герой – директор цирка, красавчик-ловелас, сводящий с ума женщин. Певец работает на пределе возможностей. Высокие ступени, лестницы – не самые удобные площадки для пения. «Для меня, как для человека, трудно это всё играть, – поделился он. – Но в то же время, обилие прекрасной музыки, мелодий, которые хочется петь и играть, не делает его отрицательным персонажем».

Полтора часа на грим, тяжёлый костюм клоуна – Димитрис Тилякос готов к выходу на сцену. Его Риголетто – клоун. Что скрывает его герой под маской, загадка даже для самого певца: «Я рассказываю историю Риголетто сердцем. Мы не понимаем, почему он совершает такие поступки. Да, он – антигерой. Мне очень нравится это определение. Но в этой истории он и главный герой».

Роберт Карсен работал совместно с итальянцем Эвелино Пидо. Это не первая их работа. «Эта постановка Риголетто – новая для Москвы, но не для меня. С Робертом Карсеном мы уже дважды работали в Европе. Мне радостно, что мы могли обсудить этот спектакль, и я смог дать своё видение партитуры», – замечает дирижёр.

На сцене вместе с певцами работают акробаты – с трюками, кульбитами, прыжками. И трагедиями, о которых написал когда-то Виктор Гюго в своей драме «Король забавляется». Музыка Верди дала новую жизнь запрещенному во Франции шедевру Гюго, ставшему долгожителем на оперной сцене.

 

Новости культуры