15.12.2014 | 11:00

"Пауль Клее. Ни дня без линии". В Пушкинском музее готовят открытие выставки

Художник Пауль Клее - один из крупнейших представителей европейского авангарда. Он оставил после себя около 9 тысяч работ. Писал много и быстро. Экспрессионизм, кубизм, сюрреализм… В его картинах - все главные художественные течения XX века. Но ни одному из них он не принадлежал целиком. В Музее изобразительных искусств выставили лишь малую часть творений Пауля Клее. За подготовкой к открытию экспозиции наблюдали «Новости культуры».

Перед кураторами из Швейцарии стояла не просто сложная, а почти невыполнимая задача. Нужно было, используя всего около 150 работ, максимально полно и точно рассказать о художнике, который только за один 1939 год создал 1253 произведения. «Я не поспеваю за этими детьми. Они вырываются на свободу…» - писал Пауль Клее своему сыну Феликсу. Сотрудники Пушкинского музея со своей стороны решали другую задачу: как сделать этот выставочный блокбастер тонким и полифоничным, как сами работы этого художника, девизом которого было: «Ни дня без линии». И в этом, говорят кураторы, им помогал сам Клее.

«Должен был прийти момент все-таки, когда Пауль Клее, собственной персоной, в виде своих произведений, рукописей, реликвий, даже кукол из своего домашнего театра, наконец, явится здесь сам. Не в виде мифа, не в виде отдаленных представлений. Потому что мы слишком долго ждали этой встречи, слишком долго она не происходила», - отмечает куратор выставки Алексей Петухов.

Выставка суммирует творческую биографию Пауля Клее. Посетители Пушкинского музея смогут увидеть живопись и графику, начиная с детских рисунков, заканчивая работами, созданными в последние годы жизни. Особняком выделены уникальные артефакты, как, например, кисточки Пауля Клее, а также фотографии. Не обошли кураторы стороной и такой факт биографии художники, как вынужденный отъезд из Германии в Швейцарию после того, как к власти пришел Гитлер. Еврей по национальности, Клее бежал от преследований. На выставке можно увидеть несколько работ, созданных в этот период.

«В какой-то момент ситуация в Германии накалилась. Клее было необходимо сдать кровь, чтобы доказать, что он ариец. Его квартиру обследовали. Находиться в Германии для него было невозможно – он был галицийским евреем», - рассказывает куратор выставки Фабьен Эггльхефер (Швейцария).

Пауль Клее – значимая фигура на художественном олимпе Швейцарии. Но на просьбу продемонстрировать в работах художника что-нибудь с чисто швейцарским колоритом, Фабьен Эггльхефер пожимает плечами. Правда потом все-таки подводит к одной работе.

«Вот, посмотрите на этот конструктивистский рисунок Пауля Клее. Видите, подпись внизу – ее можно перевести как "Управляемый дедушка". Им манипулируют его внуки – маленькие фигурки. Это такая типично швейцарская ирония», - объясняет Фабьен Эггльхефер (Швейцария).

Последний раз в Москве вживую видели произведения Пауля Клее в 1924 году на выставке «Первая всеобщая Германская художественная выставка» в Историческом музее. Тех, кому Клее знаком по репродукциям, ждет момент приятного узнавания. Тем, кто впервые откроет для себя этого художника, предстоит знакомство с одной из самых загадочных фигур в искусстве XX века.
 

Новости культуры