12.05.2011 | 19:30

Экспозиция "Искусство страны Советов" - в Омском музее имени Врубеля

Представить историю XX века через призму «Искусства страны Советов» - такую задачу поставили перед собой сотрудники Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля. Задача непростая, потому что сегодня феномен советского искусства не кажется уже столь однозначным. Были художники, обласканные властью, были те, кто копировал их, были и те, кто не вписывался в официальные рамки, хотя и творили под маркой соцреализма. На выставке «Искусство страны Советов» представлены агитационный фарфор, художественное стекло, плакаты, живопись. Рассказывают «Новости культуры».

 

«Кто не снами – тот против нас!». Агитационный фарфор выпускался многомиллионными тиражами. А знаменитый лозунг получил буквальное воплощение. Портрет рабфаковки с портфелем, представленный в экспозиции, в творчестве одного из основоположников советской детской иллюстрации Владимира Лебедева – скорее требование эпохи.

«В 1935 году появилась статья о художниках-пачкунах, где в пафосном тоне говорилось об искусстве Лебедева, ненужном и даже враждебном советскому государству. На долгие годы художник был подвергнут этой атмосфере травли», - рассказывает куратор выставки Людмила Богомолова.

Комсомольцы, рабфаковцы, рабкоры, стахановцы. Такой живописала передовую доярку создательница первых советских женских журналов «Крестьянка» и «Работница», художница Софья Дымшиц-Толстая. В портретах-типах – герои Страны Советов. Здесь же - «парадная» картина. Полотно Григория Шегаля «Сталин – вождь, учитель, друг!» стало образцом сталинского «гранд-стиля». Копию картины выполнили художники Волчек и Голышев.

«Бригады художников с прекрасной академической выучкой создавали копийные работы, которые затем возили с выставками по стране, знакомили народ, как лучшие образцы искусства сталинского времени», - отмечает куратор выставки Людмила Богомолова.

Вазы, выполненные в 1941 году Верой Мухиной, Алексеем Успенским, художниками Экспериментального цеха Ленинградской зеркальной фабрики, в поток не ушли. Но стали образцами, по которым воспитывалась вся послевоенная школа советского художественного стекла.