12.05.2011 | 19:35

Четыре коллекции офортов Гойи - впервые представлены в Москве

Четыре коллекции офортов Франсиско Гойи впервые представлены в Музее современной истории России. Выставка, приуроченная к перекрестному Году России-Испании, называется «Сумерки и свет». Более семи десятилетий офорты хранились в запасниках музея. Сами эскизы были выполнены автором в период с 1800 по 1820 годы. Большая часть из них относится к эпохе борьбы Испании с Наполеоном. К этому времени характер искусства Гойи резко изменился – в его работах, будь то живопись или графика, воцарились трагизм и мрачное мироощущение. Рассказывают «Новости культуры».

 

Удивительная деталь, оттиски авторских рисунков на доски были сделаны почти через сто лет после смерти Гойи - в 1937 году – в разгар гражданской войны в Испании. Эти офорты - дар республиканского правительства Советскому Союзу, к двадцатилетию Октябрьской революции. Восемьдесят офортов Франсиско Гойи, по словам исследователей, вне времени. Идеи гравюр – торжество над пороком и трусостью – актуальны и сегодня.

«Очень важно, что они хранятся именно в этом музее. Эти офорты были сделаны в современных обстоятельствах и переданы в особой исторический период. И принадлежат современной истории», - отмечает директор Института Сервантеса Хосе Мария де Сагарра Анхель.

Собрание «Сумерки и Свет» представляет собой четыре коллекции. Самая ранняя - «Капричос» - это рисунки и комментарии к ним. Используя образы народных пословиц, Гойя высмеивает людские суеверия. Реальное переплетается с фантастическим и становится своеобразным предисловием к следующей серии офортов «Тавромахия», изображающих историю боя быков в Испании. Центральное место на выставке отведено собранию «Бедствия войны». У этих рисунков - особое место в истории мировой живописи.

Это образец печного изразца того времени. Гойя отрицал такое традиционное патриотическое отношение к войне. Художники того времени изображали ее лишь как череду побед и поражений. Гойя впервые в истории живописи описал бедствие войны как национальное, народное. Он написал: «Я сам это видел».

Автор изображает не солдат на поле брани, а испанский народ в противостоянии всеобщему бедствию. Гойя задается вопросом: «Есть ли предел злодеяниям?». Ответ - предел в самом человеке. Эту мысль Гойя зашифровывает уже в следующем цикле рисунков под общим названием «Пословицы» - восемнадцать эскизов обличают людские пороки. Главными он называет страх и жадность. В центре этой коллекции – хрестоматийный образ скупого старика. «Зачем их прятать?» - задается вопросом художник. И сам же отвечает: «До смерти меньше месяца, а тратить страшно».

«Порой, вопрос поставленный, зачастую, важнее ответа. И если он указывал на определенные человеческие пороки – это тоже путь борьбы. Тот самый тяжкий путь познания», - считает куратор выставки Вера Панфилова.

Четыре коллекции – одна идея - разочарование в человеке. Отсюда и художественные средства – тончайшая гамма черного. Будто бы превращающая черноту во тьму. Все же белым вкраплениям место нашлось. Два финальных листа коллекции вселяют надежду. Один иллюстрирует смерть правды. Последний рисунок – вопрос – воскреснет ли она.