13.05.2011 | 10:58

Воздух Парижа как вечный источник вдохновения

Вдохнуть воздух Монмартра и других парижских кварталов мечтал едва ли не каждый русский художник ХХ века, но не всем удалось осуществить эту мечту. «Мешает жить Париж» – строчка из популярной песни барда Юрия Кукина дала название выставке в столичной галерее «Ковчег». В экспозиции – живопись и графика мастеров двух стран, изъясняющихся на одном «художественном языке». Французов и русских. Тех, для кого Париж так и остался «фантомной болью» - и наших современников, живущих в «Европе без границ». Рассказывают «Новости культуры».

Париж всегда вдохновлял, очаровывал, но некоторым любовь к столице и культуре Франции – жизнь, и вправду, осложняла. Антонину Софронову, участницу группы художников «Тринадцать» свободные от стереотипов ценители искусства называли русским Марке. Но увидеть ее работы можно было разве что в мастерских и на подпольных выставках. Советские критики обвиняли ее в формализме и поклонении Западу. Непреклонной и вдохновленной приходилось зарабатывать ретушью фотографий. На этой выставке картины Софроновой висят рядом с работами художника, которому она посвящала стихи, все свое творчество.

«Вот работа 1931 года «Дым МОГЭСа» и в ней очевидно влияние французской живописи и конкретно Марке, - говорит куратор выставки Игорь Чувилин. – А это портрет ее дочери с черным бантом 1932 года».

Близкого друга Софроновой художника Михаила Соколова в середине 30-х тоже причисляли к формалистам. Он прошел тяжелый путь: голод, болезни, лагеря, в которых рисовать не перестал. Эти картины сделаны уже после освобождения, на них – результат долгих поисков своего стиля. В разные годы Соколов обращался и к импрессионизму, и к фовизму.

«Это не подражательство, не абсолютное эпигонство это уже собственная манера Соколова, которая, тем не менее, очевидно отсылает к французским корням», - рассказывает Игорь Чувилин.

Задачи сравнивать художников у организаторов выставки и не возникало. Скорее, хотели показать, как переплетаются их творчество и судьбы.

Вот это работа художника-примитивиста Анри Руссо. Он написал ее в 1906 году. Рядом картины, сделанные уже в конце ХХ века, уральской художницей Зинаидой Бабиной. Она начала рисовать уже в преклонном возрасте и так же, как и Анри Руссо не имела специального образования.

По соседству с этими картинами - работы современной художницы Ирины Затуловской. С Руссо и Бабиной ее объединяет самобытный авторский стиль. В любви к Парижу Затуловская признается на листах железа и деревянных дощечках.

«Разные приходят образы и символы в голову, например вот это маленькое черное платье – это же тоже символ Парижа, и Эйфелева башня конечно тоже», - говорит художница.

Работы другой современной художницы Ольги Плужниковой-Орловой также представлены в оригинальном формате - в записных книжках.

«Это первые впечатления художника от натуры, от встречи с городом, от встречи с атмосферой этого города и не только его улиц, но и каких-то кафе и интерьеров», - говорит куратор выставки Сергей Сафонов.

Картины на этой выставке представлены без подписей. У зрителей лишь перечень художников, попробуй, угадай, кто есть кто. Запутаться и вправду несложно. Советские модницы так похожи на модных парижанок. А русские пейзажи словно выполнены кистью французских импрессионистов.