13.05.2011 | 15:31

Выставка работ Григория Сретенского и Нины Стеньшинской

Они достойны большего. Творчество наследников и продолжателей традиций знаменитого художественного объединения начала XX века «Бубновый валет» - Григория Сретенского и Нины Стеньшинской незаслуженно остается в тени работ своих более известных современников. В московской «Галерее на Чистых прудах» открылась выставка работ живописцев, ярких представителей московского реализма. Рассказывают «Новости культуры».

 

Большинство иностранных коллекционеров, живущих в России, собирают хрестоматийных Шишкина, Айвазовского, иконы, русский авангард. А Драголюб Милечевич - малоизвестных русских художников начала прошлого века – Григория Сретенского и Нину Стеньшинскую. По мнению искусствоведов, работы этих художников по уровню не уступают полотнам их знаменитых учителей - Ильи Машкова и Петра Кончаловского.

«Совсем неоправданно они были забыты. А забыты были потому, что в период соцреализма они не предали свой стиль, но писали в нищете, изоляции свои картины, но никому это было не нужно. А художники, которые писали в каноне соцреализма, их тогда прославили, а эти были забыты», - полагает коллекционер Драголюб Милечевич.

Григорий Сретенский и Нина Стеньшинская были мужем и женой. В 22-м году они вошли в художественное объединение «Бытие». В его выставках, кстати, принимали участие и Машков с Кончаловским. Отрицавшие и консерватизм, и авангард «бытийцы» продолжили традиции московской школы реалистической живописи. За что и подвергались нападкам со стороны официального искусства, взявшего после революции курс на соцреализм.

«Они объявили своей основной идей искусство реалистическое, но поисковое. Не зависимое полностью от видимой окружающей действительности, а преображающее натуру. То есть это - особое пространство, в котором предмет выступал как актер на театральной сцене», - объясняет искусствовед Мария Валяева.

Объединение с таким несоветским подходом к задачам искусства не могло просуществовать долго. В 29-м году «Бытие» прекратило свое существование. Вступив в официальный Союз художников, Григорий Сретенский и Нина Стеньшинская не вступили в конфликт со свой совестью. Главными героями их работ были не участники соцсоревнования, их всегда интересовало то самое бытие, которое, как тогда считалось, определяет сознание.