13.05.2011 | 19:35

Триумфальная арка будет отреставрирована к 200-летию победы над Наполеоном

В следующем году Россия будет отмечать 200-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. К этой памятной дате отреставрируют Триумфальную арку в Москве. Уникальному творению архитектора Бове все время не везло. Триумфальные ворота разбирали целиком, переносили на другое место, теряли отдельные детали и уникальные скульптуры. Наши современники вообще могли не увидеть арку, если бы не Юрий Гагарин. Заступничеству первого космонавта обязан своим возрождением символ славы русского народа и архитектурная доминанта Кутузовского проспекта. Рассказывают «Новости культуры».

После зимы скульптуры и колонны надо бы помыть, но нельзя – скоро реставрация.

«Если мы говорим об объекте культурного наследия, то мы применяем термин только "реставрация". Это не видоизменение, не замена каких-то деталей, это воссоздание того, что мы имеем в настоящее время – то есть единство первоначального облика объекта», – поясняет сотрудница Департамента по культурному наследию Москвы Антонина Золотухина.

Создание арки было задумано в дни коронации Николая Первого в 1826 году. Кирпичная, облицованная белым камнем, с барельефами «Освобождение Москвы» и «Бегство галлов», с античными героями – памятник придумывал один из главных архитекторов Москвы Осип Бове вместе со скульпторами Иваном Витали и Иваном Тимофеевым. Более четырехсот чугунных деталей насчитали при разборке арки в 1936 году.

«Когда ее разбирали, все осознавали, что это выдающийся памятник архитектуры и художественного литья, и скульптуры. Тогда же задумались о том, чтобы обмерить сложнейшим образом все ее фрагменты: и архитектурные, и скульптурные – для того, чтобы когда-нибудь была возможность ее восстановить. Делали это очень быстро и, в основном, силами сотрудников Музея архитектуры: обмеряли при помощи студентов», – рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени Щусева Зоя Золотницкая.

В 1930-е годы арка мешает ударному строительству неоимперской Москвы. Вдоль Тверской сносят старорежимные избушки, у только что открытого стадиона «Динамо» – столпотворение. Останки былого величия сваливают на Миусскую площадь – к недостроенному собору Александра Невского. За два года обезглавленные тела коней и фигуры поверженных богов превращаются в прах и ржавчину. И только музейщикам удается что-то спасти: на единственном грузовичке они перевозят скульптуры в Донской монастырь.

«Когда входили в Донской монастырь через Северные ворота, всех встречали два прекрасных воина. Был смешной случай: пришла женщина и говорит: "Мне сказали, что здесь стоят изображения любовников Екатерины Второй". Ходила легенда, что это фавориты екатерининские», – замечает старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени Щусева Мария Рогозина.

Так бы и оставались отважные воины екатерининскими фаворитами, а под шестеркой коней дворники хранили бы лопаты, если бы не выступление Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ. Космонавт призывает воспитывать молодежь в традициях отцов и обратить внимание на те разрушенные памятники, которые были построены на народные деньги – Храм Христа Спасителя и Триумфальную Арку.

«Большей части зала это было неизвестно. Молодые люди Храм Христа Спасителя не видели, арку – тем более. После этих слов Юрия Алексеевича, поднялось общественное мнение. В 1966 году было создано Общество охраны памятников, произошло возрождение и восстановление этой арки», – говорит председатель Союза писателей России, бывший главный редактор «Молодой гвардии» Валерий Ганичев.

Долго выбирали место, и в 1966 году начали устанавливать Триумфальные ворота на Кутузовском. Старались, чтобы все было, как у Бове.

«Мы изменили по указанию свыше тексты, которые были на аттике. Там был текст, утвержденный Николаем, он прославлял Александра Первого», – вспоминает архитектор-реставратор Дмитрий Кульчинский.

Некоторые чугунные детали восстановить так и не удалось: часть истлела, часть пошла на военные нужды. Пришлось отливать новые по старым образцам – до сих пор их часть хранится во дворе Музея Щусева. Кирпич заменили на бетон, белый камень пришлось завозить из Крыма – подмосковные резервы были уже исчерпаны. От подлинных ворот XIX века осталась лишь колесница с Викторией.

В 1990-е годы ветшающую Триумфальную арку поновляли, как могли. К примеру, колонны покрасили материалом, который не имеет отношения к реставрации, сегодня думают, как от него избавиться. Когда решили восстановить копье, украденное у одного из воинов, выяснилось: скульптура трухлява. Да и сегодня специалисты не рекомендуют прогуливаться под Триумфальной аркой, говорят – мало ли что на голову упадет.

Летом колесницу Победы демонтируют с помощью специальных лесов, которыми пользовались при реставрации «Рабочего и колхозницы». Каждую деталь весом от трех тонн будут лечить от ржавчины и коррозии методом электролитической очистки, погружая в трехметровые ванны. К 2012 году арка должна вновь блистать.