13.05.2011 | 23:34

Русские шедевры английского аукциона в Москве

Настоящие ценители живописи точно не пройдут мимо выставки «Шедевры русского искусства», которая открывается в Музее современной истории России. Накануне лондонских аукционных торгов в Москве представлены шедевры Кустодиева, Шишкина, Рериха, Сарьяна, Пиросмани, которые долго считались утраченными. Многие полотна были вывезены после революции. Спустя почти сто лет, на очень короткое время, они вернулись на Родину. Рассказывают «Новости культуры».

Что ни картина – то шедевр, а история каждого из них достойна авантюрного романа. Портрет дочери Кустодиева почти сто лет не был в России. Его называют кустодиевской «Девочкой с персиками». Полотно Сарьяна в огне не горит и в воде не тонет. Это одна из пяти картин, которая уцелела в 1927 году, когда художник перевозил свои шедевры из Франции в Россию. Остальные тридцать семь полотен – почти все, что Сарьян написал в Париже, – уничтожил огонь.

Екатерина Макдугалл – коллекционер в четвертом поколении. Последние двадцать лет она живет в Лондоне, собирает русское искусство. Портрет Ирины – дочери Кустодиева – нашла в Штатах. Последний раз в России картину видели на выставке художественного объединения «Мир искусства». Это самое дорогое полотно аукциона.

«Кустодиев писал свою дочь не меньше, чем Веласкес – инфанту Маргариту. Несмотря на то, что у Кустодиева первый образ – "Купчиха", его детские портреты – это огромный пласт творчества, который, в основном, находится в музеях. Это редкая находка», – делится эксперт по русскому искусству (Великобритания) Екатерина Макдугалл.

Картина Рериха «Палаты Берендеев» тоже была представлена на той выставке 1912 года. Она пережила мировую войну и революцию и тоже осела в Америке.

«Сосновый лес» Шишкина после революции вывезли в Швецию. Произведение было написано художником по заказу ювелира русского царского двора Вильгельма Болина.

Специалист по русскому искусству Рето Барметтлер учился в Петербурге. Он рассказывает об «Античной идиллии» Семирадского. «Это очень высокое качество исполнения. Семирадский вообще – очень хороший академический художник», – говорит он и добавляет, что на аукционах в Лондоне, две трети работ – русские. Кризис 2008 года, конечно, сбил цены на русское искусство, но сейчас оно снова в цене.

«Есть периоды, как начало ХХ века. Русский авангард, самые продвинутые художники, революционные художники, которые очень влияли на европейское искусство, – Кандинский, Малевич», – заверяет Рето Барметтлер.

Глава аукционного дома Уильям Макдугалл по-русски говорит не очень хорошо, но корни у него русские. Его дед был белым офицером. В 1924 году он эмигрировал из России. Теперь в семье – потомки и белых, и красных.

«У Екатерины дедушка был коммунист. Мой – белый офицер», – замечает он.

В экспозиции – 23 работы. Коровин, Пиросмани, Яковлев… Многие из них ранее считались утраченными. Весь двадцатый век они провели за дверями дорогих особняков и теперь оказались на свободе.

«В Лондоне четыре крупнейших аукциона занимаются русским искусством. На этот мы выставляем пятьсот лотов. Это почти двадцать миллионов фунтов», – подчеркивает Уильям Макдугалл.

Частные коллекционеры неохотно выпускают свои сокровища из рук. После аукциона русские шедевры сменят адреса и хозяев, и неизвестно, когда мы увидим их снова.