05.12.2014 | 19:29

70 лет Михаилу Пиотровскому

9 декабря юбилей отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В этот день в 21:05 на телеканале «Россия К» – премьера документального фильма «Известный неизвестный Михаил Пиотровский», а 8, 10, 11 декабря в 20:50 – авторская программа Михаила Пиотровского «Эрмитаж – 250».

Михаил Пиотровский – ученый, археолог, востоковед, чье имя известно не только в профессиональной среде, но является одним из символов российской культуры конца ХХ – начала XXI века. Человек, который сумел сделать Эрмитаж из просто музея большого культурного значения в живой центр культуры.

Отец Михаила Пиотровского – выдающийся археолог Борис Пиотровский – руководил Эрмитажем более 20-ти лет. Для Михаила Пиотровского музей был «вторым домом», но он был уверен, что никогда не будет здесь работать. Если бы не инерция судьбы, возможно, он так бы и не сменил любимую археологию на бесконечные коридоры Эрмитажа, которые еще не успели забыть звук шагов его отца. «Всю жизнь я прожил в Эрмитаже, здесь я ребенком прыгал, здесь школьником посещал кружки, здесь студентом делал свои первые научные доклады, – рассказывает Михаил Пиотровский в документальном фильме «Известный неизвестный Михаил Пиотровский» (9 декабря, 21:05). – Я знал несколько поколений эрмитажников. Но я даже представить не мог, что стану директором, потому что директором был мой отец, и казалось, так будет всегда. После того как не стало папы, я пришел сюда, как в свой дом. И постарался сохранить дух, который был при нем. Он для меня идеальный человек, каким и должен быть отец для сына. Человек, который совершенно все правильно делал. Он для меня существует незримо, и я знаю, что бы я ни делал, все не так, но в целом я делаю работу в его духе».

Возглавив Эрмитаж, Михаил Пиотровский на первый взгляд не стал кардинально ничего менять, не уволил ни одного сотрудника. Он словно знал все наперед и просто элегантно играл с судьбой: «Я пришел в место, где я знал людей, и не мог резать по живому. Судьба сделала так, чтобы я принял участие в охранении Эрмитажа от слишком сильных перемен, для чего нужно было делать большие перемены. Музей был в тяжелом психологическом состоянии. Чтобы уберечь Эрмитаж от изменений, нужно было делать что-то радикальное, отвечать на вызов. Но ответы на вызовы не должны были иметь внутреннюю идею, что мы все переделаем, и все будет хорошо. Великий композитор Кейдж говорил: «Не надо ничего улучшать, потому что всегда получается хуже». Нужно искать способы, чтобы сохранить лучшее из того, что было, но способы могут быть радикальными и сильными. Музей на самом деле должен стать важным игроком на мировом поле, чего до этого по большому счету в Эрмитаже не было. Мы становимся глобальным игроком, с глобальными задачами. Эрмитаж, как музей, принадлежащий и России, и всему миру».

В этом году 70-летие Михаила Пиотровского почти совпало с празднованием 250-летия Государственного Эрмитажа, которое отмечается 7 декабря. На телеканале «Россия К» в течение года идет авторская программа Михаила Пиотровского «Эрмитаж – 250», посвященная юбилею крупнейшего музейного собрания России.

8 декабря в 20:50 в программе «В день святой Екатерины» из цикла «Эрмитаж – 250» Михаил Пиотровский расскажет о важнейших вехах в истории музея, о том, как традиции, заложенные в прошлом, воплощаются в современной жизни Эрмитажа. История музея разворачивается на фоне рассказа о главных хранителях времени – часах, представленных в экспозиции. Все часы в залах Эрмитажа идут, это по-настоящему живой музей.

Петербург не похож на Венецию. Здесь нет каналов, гондол, бездонного венецианского неба, и даже голуби на Дворцовой площади полны северной меланхолии, неведомой их беспардонным собратьям с пьяццы Сан Марко. Шутка про Северную Венецию, брошенная вскользь остроумным гасконцем Теофилем Готье, так и осталась бы шуткой, если бы не Эрмитаж, который может похвастаться не только самым венецианским видом в Петербурге, но и грандиозной коллекцией венецианского искусства. Вместе с Михаилом Пиотровским зрители совершат неожиданное и увлекательное путешествие в поисках настоящей петербургской Венеции в пространстве от спальных районов города до парадной лестницы Зимнего дворца (10 декабря в 20:50).

Что такое «небесная линия» и насколько это понятие актуально для Санкт-Петербурга? Как «небесная линия» связана с историей Государственного Эрмитажа? Какие тайны хранят чердаки музея, и почему знаменитый двуглавый орел в скульптуре изображается иногда трехглавым? Ответы на эти вопросы – в программе «Эрмитаж – 250» (11 декабря, 20:50). Также зрителей ждет и рассказ о скульптуре, украшающей карнизы и фронтоны крыши Зимнего Дворца.

Пресс-служба телеканала «Россия К»