05.12.2014 | 10:13

Русский зодчий Сербии

В Доме русского зарубежья имени Солженицына открылась выставка «Николай Краснов – русский зодчий Сербии», приуроченная к 150-летию со дня рождения архитектора. Он был главным зодчим Ялты, автором проекта знаменитой резиденции российских императоров – Ливадийского дворца. После Октябрьской революции Николай Краснов эмигрировал в Белград. Экспозиция впервые во всей полноте знакомит российского зрителя с сербским периодом творчества зодчего.

История о том, как русский архитектор строил Белград, начинается с этих документов: счет Краснова в англо-египетском банке, доверенность на право распоряжаться его средствами в России, письмо императору об условиях беженцев на Мальте. После Октябрьской революции архитектор высочайшего двора Николай Краснов был вынужден покинуть Россию. Сначала жил на Мальте, а с 1922 года в Белграде. Его первый сербский проект – реконструкция церкви Ружица.

Попав в чужую страну, Николай Краснов вынужден был довольствоваться проектами небольшого масштаба. На выставке можно увидеть эскизы колодцев, таможни, кладбищ, мемориальных водных источников и даже курительного зала в бане. Но даже в этих работах архитектор был дотошен до мелочей – придумывал, например, эскизы посуды для спроектированной им кухни. На каждом его рисунке, помимо, собственно, сооружения – обязательно присутствует человеческая фигура – именно так Краснов подчеркивал не масштаб здания, а то, что оно создано для человека.

«Водоноска ли это идет, или старец, преклонивший колени, но каждый эскиз это некий образ, – отмечает куратор выставки Юлия Гудович. – Архитектуру он не рассматривал вне человеческой личности, всегда апеллировал к заказчику, к его настроениям, вкусу».

В Сербии зодчего любя называют Дядя Краснов или Никола. В архитектуру страны этот русский эмигрант внес немалый вклад. После Первой мировой войны необходимо было практически заново строить Белград. Местных архитекторов не хватало. Тут и пришел на помощь Николай Краснов. Обычный сотрудник министерства строительства очень быстро стал придворным архитектором. Король Александр Первый Карагеоргиевич доверял ему проектирование самых важных государственных зданий.

«Николай Краснов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 10 лет – это очень много! – рассказывает куратор выставки Джурджия Боровняк. – Он умел все: красиво рисовать, проектировать, строить! Король восторгался его знаниями и опытом. Поэтому уже в 1926 году он доверил Краснову спроектировать памятники героям Отечества».

Он умело сочетал самые разные стили: академизм, рококо, барокко, русский ампир. Его элементы использовал особенно часто. К примеру, интерьеры парламента Белграда Краснов оформил в древнерусском стиле, в котором были построены кремлевские палаты. Последний эскиз Николая Краснова – Мавзолей на острове Видо в Греции. Реализовать его архитектор так и не успел.

Новости культуры