04.12.2014 | 11:05

В "Новом Манеже" - "Проекции авангарда. Опыты реконструкций"

В апреле этого года стартовала международная исследовательская программа «Проекции авангарда. Опыты реконструкций». Она включала в себя целый комплекс мероприятий: конференции, дискуссии, музыкальные и театральные реконструкции, экскурсии. В «Новом Манеже» начал работу второй семестр программы – трехдневный марафон, объединивший перформансы, спектакли, лекции и кинопоказы, посвящённые современным реконструкциям авангарда – стиля, в котором экспериментировали художники, режиссеры и музыканты в начале XX века.

«Внимательный рабочий», «чтец», «забияка» и «толстяк» - в черном кубе. Они должны выйти на сцену, разорвав занавес, и петь под расстроенное пианино. Таким – скандальным и провокационным - видели театр начала XX века футуристы – поэт Алексей Кручёных, композитор Михаил Матюшин и художник Казимир Малевич. Премьера их оперы-буфф – «Победа над солнцем» - состоялась ровно 101 год назад в театре «Луна-Парк» в Петербурге. Шокировать публику им удалось, но постановка на сцене так и не прижилась. Режиссер Галина Губанова решила реконструировать оперу. Эти декорации сделаны по эскизам Малевича.

«Мне хотелось передать образ старой бумаги Казимира Малевича, которые хранятся в театральном музее в Петербурге, передать ауру эпохи, поэтому занавески из такой ткани желтоватой. Костюмы сделаны по эскизам Малевича, поэтому сохранена в них и штриховка, обводка – как будто это ожившие эскизы!» - говорит театральный режиссер Галина Губанова.

Рядом свой «кубомир» строят музыканты, облаченные в кимоно. Перед каждым тарелка, полная супрематических фигур – квадратов, треугольников, цилиндров. Ими, на глазах у зрителей, – без репетиций – музыканты должны сочинить «супремзвук». «Мы посмотрели на предметы, договорились: кто, где находится, какие перемещения мы совершаем и где мы заканчиваем», - объясняет заслуженный артист России Марк Пекарский.

В углу выставочного зала - пакеты, бутылки, орехи, металл. Поначалу казалось, что это посетители забыли вынести свой мусор. Через несколько минут к ним подошли музыканты и начали создавать «шумовые облака».

На первом семинаре «проекции авангарда» Петр Айду воссоздавал советскую музыкальную эпоху 20-х годов. Тогда с помощью револьвера, аптекарских пузырьков и струны от балалайки прозвучали Моцарт и Бетховен. Новый проект – не реконструкция звука, а его трансформация – доказательство, что любой предмет может стать инструментом. Как, к примеру, бутылофон или стулофон! «Это определение звуковое, а не визуальное. То, что вы видите, не имеет ни какого значения. Это чисто функциональные предметы, которые настроены определенным образом для создания определенных звучаний», - рассказывает музыкант Петр Айду.

Почему сверхповесть «Зангези» Хлебникова считается одним из важнейших произведений поэта? Как создать аудио-объект поэтических партитур? - в программе этого семинара будет еще много живых примеров, которые помогут понять историю авангарда через современные интерпретации.

Новости культуры