03.12.2014 | 11:43

"Декабрьские вечера" в Пушкинском музее

Для многих в российской столице последний месяц года измеряется особыми, «Декабрьскими вечерами». Очередной, ежегодный, знаменитый фестиваль музыки и живописи с этим названием начался в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Особенность вечеров состоит в том, что концерты и художественные выставки объединяются в залах музея одной темой. В нынешнем году это «И цвет, и звук». Главным цветом на протяжении всех лет фестиваля остаётся белый – как дань зиме и колориту зала, в котором он проводится. А звучали сегодня сонаты Бетховена и полонезы Шопена в исполнении Валерия Афанасьева.

Проверенные партнеры Музея изобразительных искусств Пушкина – Лувр, центр Помпиду, музей Орсе, Третьяковка, Русский – отправили на «Декабрьские вечера» музыкальную живопись. На стенах – шедевры Дега, Коро, Дали, Тропинина: скрипачи, певицы, гитаристы, пианисты русских и западных живописцев встретились в белом фойе. Тщательно подобранная экспозиция соединила музыку и живопись – традиция «Декабрьских вечеров» все 34 года остается неизменной.

«Для меня "Вечера" в Пушкинском музее – это возможность соприкоснуться с музыкой, с искусством, насладиться картинами», «Всегда уникальные исполнители, особая атмосфера», «Он имеет некий флёр полузакрытости, это мероприятия, на которые попасть – как причаститься», – комментируют посетители.

Сразу у входа публику встречает сам Рихтер. На картине Дмитрия Жилинского маэстро – за роялем. Будучи не только первоклассным музыкантом, но и художником, Рихтер понимал – взаимопроникновение музыки и живописи создаёт обостренную атмосферу красоты и вдохновения. Программа этих вечеров приурочена к столетию со дня рождения Рихтера, создавшего в 1981 году фестиваль, получивший международный резонанс. «Мы просили музыкантов играть те сочинения, тех композиторов, которые играл сам Рихтер» говорит президент музея Ирина Антонова. 

Валерий Афанасьев давно живет в Бельгии. Но родную Москву не забывает. Впервые на декабрьских вечерах играл в 1991-м. Каждый раз, возвращается сюда с ностальгическим чувством. «Я рос в Москве, это был для меня первым музеем мира, именно здесь я открыл длясебя живопись, в частности, импрессионистов. Потом были другие музеи, но началось все здесь», – вспоминает музыкант.

В этот вечер в белом фойе звучат полонезы Шопена и сонаты Бетховена – «Лунная» и «Патетическая». Рихтер, особенно любивший три «Ш» – Шопена, Шуберта, Шумана, сонаты Бетховена играл вдохновенно и страстно. Но для Валерия Афанасьева всё не так просто – сонаты никогда не давались ему, несмотря на то, что партитуру знает от и до: «Я замыкаюсь в каком-то своем пространстве, где я пытаюсь совпасть с композитором. Окружение, конечно, имеет значение, но если бы я играл хорошо только в Пушкинском музее, это было бы досадно», – говорит композитор.

Когда-то Рихтер первым поставил на «Декабрьских вечерах» оперы – «Поворот винта» Бриттена, «Бурю» Пёрсела. В этот раз – снова оперные премьеры: «Буря» Алябьева и «Утренняя серенада» Пуленка.

Новости культуры