16.05.2011 | 15:42

Модные линии ушедшей эпохи

В Омском историко-краеведческом музее открыта выставка русского дворянского костюма. Ее экспонаты являются частью одного из крупнейших частных отечественных собраний. Они осязаемо передают деликатность, изысканность и неповторимость тканей, кроя и духа ушедших эпох. Рассказывают «Новости культуры».

В таких нарядах на балах и деловых поездках, в загородных прогулках и на свадебных церемониях блистали модницы. В коллекцию вошли предметы дамского туалета петербурженок, начиная с XIX века и заканчивая началом прошлого столетия. Один жакет в собрании Натальи Костригиной – из гардероба дочери российского художника Веры Репиной. Но чаще всего имена владелиц костюмов так и остаются загадкой.

«В основном, к нам вещи в Петербурге поступали от людей, которые, к сожалению, не знали, чьи они. Это, как правило, были люди репрессированные – дворяне, интеллигенты», – рассказывает коллекционер Наталья Костригина.

В силуэтах платьев и костюмов – модные линии ушедшей эпохи. Хрупкость женской фигуры, ее сходство с великолепным цветком подчеркивал вошедший в моду в 1880-х годах S-образный силуэт. На смену ар нуво приходят более скромные по очертаниям наряды в стиле классицизма. Простоту кроя дополняли добротные материалы. Многие сегодня практически невозможно воспроизвести – утеряны технологии, да и сырья нет.

«Например, многие кружева сегодня невозможно восстановить, потому что лен не такой выращивают. Сплести их, даже если захочешь, невозможно, потому что нет такого сырья», – продолжает Наталья Костригина.

С трудом удалось найти специалистов для восстановления уникального кружева. «Шантильи», игольное и коклюшечное, кружево «ласе». Российские барышни не скупились на роскошный декор.

«Две любопытные вещи, о которых сегодня многие не знают. Это корне-де-баль – бальные записные книжки. На балу было много кавалеров, и дама могла выбрать. Она записывала всех по очереди на танцы, которые предусматривались этикетом бала», – поясняет хранитель коллекции Юлия Павлова.

Серебряная корне-де-баль, выполненная в мастерской Клингерта, который работал с Фаберже, распялка расправка для лайковых перчаток и паж, с помощью которого дама могла самостоятельно покинуть карету, придержав многометровый шлейф платья. Все эти «приятные женские мелочи» как отголосок эстетики дам, умевших носить кружева.