17.05.2011 | 10:40

Итальянское искусство для прослушивания - в Москве

Громкоговоритель – единственный объект выставки «Саунд-арт. Итальянское искусство для прослушивания». Звуковой образ Италии – это сорок лет эксперимента со звуком: от работ художников направления «Арте повере», что в переводе означает «бедное искусство», до произведений искушенных в цифровых технологиях наших современников. Выставка в Государственном центре современного искусства проходит в рамках перекрестного года Россия - Италия. Рассказывают «Новости культуры».

Аудио курс итальянского искусства для особо продвинутых. Рекомендован к прослушиванию в атмосфере строгого минимализма. Парадоксальная выставка, в которой ничего для глаз, все для ушей - минималистский рай слухачей и лежебок.

Лежбище для полного погружения в итальянский саунд-арт - центральный объект выставки. Вокруг него, белые на белом, колонки, из которых вылетает то ария из оперы Верди, то песенка 30-х годов ХХ века, то смех из фильмов Пазолини, то многократный повтор итальянского слова «красота».

Художник Чезаре Пьетроюсти - не просто так твердит «красота», оказывается, цитирует итальянских фашистов. После таких намеков начнешь к красоте относиться иначе. Саунд-арт не для тех, кто очарован видимым.

«Для куратора саунд-арт - испытание на креативность, для зрителя - вызов: сможет ли он переключить канал восприятия, стать слушателем?», - рассказывает куратор выставки Анна Честелли Гуиди.

Способный слышать должен уловить связь между собачьим лаем и речью Джорджа Буша.

«О войне с Ираком Буш говорил как о священной войне против неверных. Моя фамилия Пирри - происходит от испанского слова perro - собака. В разных языках «собаками» называют неверных, людей другого вероисповедания. Так что я зашил в эту работу немного автобиографии», - говорит художник Альфредо Пирри.

Анти-ксенофобское послание можно услышать и в самой ранней работе этой выставки. Киргизов и мексиканцев художник Микеланджело Пистолетто поминает в надежде найти ответ на вопрос: кто же он сам?

Сегодня с такой эфемерной субстанцией как звук работают уже не те, кто думает о «бедном искусстве», а те, кто экспериментирует с «цифрой». И уж они-то знают, что где-то в этих белых стенах зашиты разные усилители, плееры и микшеры.

«Это минималистское пространство буквально нашпиговано оборудованием. Одних проводов километров пять. Выглядит выставка, может быть, и просто, но с технической точки зрения - многоканальная звуковая инсталляция - дело сложное, мистическое», - говорит звукорежиссер выставки Антонио Тримани.

Колонки в этом зале висят на разной высоте - колокола, например, звучат из-под потолка, а шорох карандаша - ближе к полу. Пространство, созданное для звуковых инсталляций - само - произведение визуального искусства.

«Тот, кто скажет - саунд-арт не имеет никакого отношения к визуальному искусству - не прав. Звук - генератор образов. Они всплывают в воображении слушающего», говорит директор итальянского «Soundartmuseum» Дора Штифельмайер.

Именно развитое воображение заставило Дору Штифельмайер вместе с Марио Пьерони создать в 2003-м году платформу для итальянских саундартистов. Они придумали специальное радио, музей, фестиваль, - все в сети. Сегодня у них внушительный архив, которым они могут и с российским зрителе-слушателем поделиться.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России>>>