17.05.2011 | 10:50

"Иконы русского балета"

Цвет современного российского балета собрался в Лондоне, чтобы дать гала-концерт, посвященный столетию со дня рождения великой русской балерины Галины Улановой. Ульяна Лопаткина и Светлана Захарова, Владимир Малахов и Дмитрий Гуданов, Евгения Образцова и Екатерина Крысанова представили балетные фрагменты, которые Владимир Васильев объединил в единый спектакль. Вечер прошел в одном из самых красивых и самых крупных оперных театров мира – в Колизее, в Английской Национальной опере. Рассказывают «Новости культуры».

 

Вечер был назван «Иконы русского балета» – с двойным смыслом. С одной стороны, как иначе можно назвать величайшую русскую балерину – Галину Уланову. А, с другой, каждый из участников вечера достоин носить этот титул. Важно, что в толпе приглашенных у входа в Колизей звучала английская, а не русская речь.

Абсолютное большинство пришедших на концерт – лондонцы. И это – вполне естественно, поскольку, во-первых, классический балет был и остается одним из главных российских брендов, а, во-вторых, взыскательная английская публика за последние несколько сезонов уже успела оценить гала и в честь столетия «Русских сезонов» Сергея Дягилева, и в память Мариса Лиепы и Рудольфа Нуреева. Торжество, посвященное Улановой, стало в определенной степени кульминацией.

Программа была составлена в основном из фрагментов спектаклей, в которых блистала «обыкновенная богиня», как называли Уланову современники. Однако ученики учеников Улановой представили и эпизоды из новых спектаклей. Например, была показана сцена из постановки известнейшего французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Парк», осуществленной им в Петербурге. Молодые танцовщики легко берут и эту высокую планку, осваивая европейский модерн, поскольку они, идущие за Улановой, действительно, могут все.

«Я хотел бы напомнить зарубежному зрителю, что наш балет по-прежнему – на высоте. До тех пор, пока мы будем помнить наших учителей, мы это сохраним», - отметил народный артист СССР, хореограф Владимир Васильев.

Васильев, работая над постановкой вечера, все время возвращался к мысли, которую позже высказал со сцены. «Лондон был первой любовью Улановой», - выступление в британской столице на практически первых ее крупных гастролях обернулось триумфом.

«Я прекрасно помню выступления Улановой в Лондоне, и вижу танцовщиков из России сегодня. Все меняется, появляются новые сценические идеи, краски, но, знаете, что остается неизменным? Школа русского классического балета! Это же очевидно: Уланова учила Людмилу Семеняку, а она – в свою очередь – Светлану Захарову, так что мы видим на сцене прямое продолжение Улановой», - сказал балетный критик Клемент Крисп (Великобритания).

Конечно, английская балетная критика ищет и находит новые символы, новые иконы русского балета. Восторженно было встречено появление на сцене Светланы Захаровой – Лондонский гала стал ее первым выступлением после годичного перерыва и рождения дочери. И в ее «Умирающем лебеде», и в невероятной «Сильфиде» Ульяны Лопаткиной английские зрители – не без оснований – усматривали истинную реинкарнацию Улановой.

«И у Лопаткиной, и у Захаровой здесь много поклонников. Они приветствуют Уланову, но, по сути, – своих любимцев», - объясняет художественный руководитель проекта Ольга Балаклеец.

В финале – традиционные цветы - Улановой, только ей, как полвека назад, ведь англичане, как никто, умеют поддерживать прекрасные традиции.

Читайте также:

Образы Улановой, оживленные ее учениками

Гала-вечер в память об Улановой в Лондоне